1 мар. 2014 г.

News for the Friends / 01.03.2014



Теперь подписку можно оформить тремя способами:   #1   #2   #3





Если бы мы мы так отчаянно не старались быть счастливыми, мы могли получать от жизни гораздо больше удовольствия
Эдит Уортон



Объём транзитных перевозок через Финляндию в январе 2014 года составил 104 тыс. тонн на сумму 1,2 млрд евро, что на 14% меньше, чем годом ранее. Такие данные представила Таможенная служба Финляндии. Больше всего перевозили рыбу и рыбные продукты, текстиль, одежду и обувь. Экспортный транзит в Россию последних трёх видов товаров увеличился на 2%, его объём составил 14,7 тыс. тонн. Рыбы перевезли 8,5 тыс. тонн, на 8% больше, чем в январе 2013-го. Снижение объёмов транзита произошло за счет автомобилей и других машин и устройств — перевозок этого вида товаров стало на 23% меньше. Транзитные перевозки через МАПП "Ваалимаа" ("Торфяновка") упали на 15%, через "Нуйямаа" ("Брусничное") - на 9%, через "Иматра" ("Светогорск") — на 12%, а через карельский пункт пропуска "Ниирала" ("Вяртсиля") — аж на 71%. Что касается экспорта из Финляндии, то снижение наблюдалось в Ваалимаа (-9%). Через Иматру в Россию было вывезено на 31% больше по сравнению с январём прошлого года, а через Нуйямаа — на 1%. В общем объём экспорта через три пропускных пункта на российско-финляндской границе вырос на 4%. В Нуйямаа и Ваалимаа трафик грузового транспорта уменьшился на 6 и 12%.



По данным таможенной статистики в январе 2014 года импорт в Россию со стран дальнего зарубежья сократился на 1,4 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Основу товарооборота составила продукция машиностроительной отрасли. В процентном соотношении доля импорта машин и оборудования за январь 2014 года равна 49,6%. В ценовом эквиваленте объем поставок продукции машиностроения составляет 8 289,2 млн. долларов США. Эта величина практически не отличается от величины импорта за январь 2013 года. База таможни свидетельствует о том, что почти в три раза увеличились закупки летательных аппаратов, а поставки электрооборудования выросли на 19,2%. В то же время импорт железнодорожных локомотивов сократился на 4,7%, поставки судов и плавучих средств уменьшились на 12,4%, а количество импортируемых оптических инструментов и аппаратов снизились на 12,8%. Немного иначе дела обстоят с импортом химической продукции. Ее доля сократилась почти на 10%: с 16,7 % в январе 2013 до 15,2% в январе 2014.. Ввоз органической и неорганической химии упал почти на 30%, количество импортируемой фармацевтической продукции снизилось на 17,1%, а поставки полимеров и каучука — на 2%. Сократились также поставки мыла и моющих синтетических средств.



Итоги 2013 года в сфере оказания околотаможенных услуг на территории Северо-Западного федерального округа: практически на протяжении всего прошлого года эксперты отмечали постоянное снижение объема таможенного оформления в целом. Причем практически впервые за последние годы уменьшение декларирования внешнеторговых товаров наблюдалось в двух основных таможнях Северной столицы - Балтийской и Санкт-Петербургской. Общее количество деклараций на товары (ДТ), по которым таможенными органами СЗТУ были произведены таможенные операции, составило 1 151 958 штук. Для сравнения: за 2012 год на Северо-Западе было оформлено почти на 6 тыс. деклараций больше - 1 157 483. Таварооборот через таможни СЗТУ составил по итогам 2013 года 100 млрд долларов. Экспорт превысил  23 млрд долларов,  импорт составил более 77 млрд долларов. Таможенных и иных платежей в федеральный бюджет было перечислено более 526 млрд рублей. Основной объем платежей приходится на долю Балтийской (62,55%), Санкт-Петербургской (17,41%), Выборгской (4,3%), Псковской (4%) и Кингисеппской (3,55%) таможен.



По факту на 2013 год примерно одна шестая часть платежей ФТС (за два месяца) собрана авансом. То есть за 2014 год. Иными словами, план не выполнен примерно на 1 трлн рублей. Грубо говоря, у таможни образовался своего рода кассовый разрыв, и чтобы его закрыть в 2013 году, в декабре, ФТС обратилась к основным участникам внешнеэкономической деятельности, отчаянно требуя у них заплатить сборы авансом за первый квартал 2014 года. Наглядным примером, подтверждающим, как таможня работает с этими финансовыми дырами, стало возбуждение уголовного дела в отношении Центральной энергетической таможни (ЦЭТ) по факту исполнения судебного решения. Таможня взяла неправильно платёж с коммерсантов в районе 3 млрд рублей. Проиграла все арбитражные суды, но всё равно отказалась возвращать эти деньги по одной простой причине: они уже были официально зачислены в платёж. Если бы ЦЭТ вернула эти деньги на тот момент, когда ещё не было показано перед президентом выполнение плана по платежам, то у неё тут же образовалась бы дыра.




26 февраля начальник Центрального таможенного управления Сергей Прусов представил подчиненным нового начальника Московской таможни Владислава Новикова, сообщает Пресс-служба ЦТУ. Приказом Федеральной таможенной службы от 10.02.2014 №334-К на должность начальника Московской таможни назначен полковник таможенной службы Владислав Новиков, ранее занимавший должность представителя таможенной службы Российской Федерации в Латвийской Республике. На место первого зама может быть Павлов А.М. вернется?



Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) проинформировал Президента Российской Федерации Владимира Путина о возможном прекращении действия покрытия МДП на территории России, если Федеральная таможенная служба Российской Федерации не прекратит свои противоправные действия.  Президент МСАТ Януш Лачны написал: “ Я уполномочен проинформировать Вас, Ваше Превосходительство…  что в случае отсутствия в ближайшем будущем четкого подтверждения от ФТС России о восстановлении полноценного функционирования системы МДП на территории Российской Федерации, у Президиума МСАТ не будет другого выхода, как рекомендовать Генеральной Ассамблее МСАТ подтвердить, что гарантийное покрытие МДП в Российской Федерации для российских держателей книжек МДП будет отозвано”.



Решение по иску Ассоциации международных автомобильных перевозчиков



Распоряжение ФТС 58-р от 18 февраля 2014



Ставка пошлины с зарубежных посылок останется неизменной — 30%. Но если раньше таким сбором облагались международные отправления стоимостью свыше 1000 евро и весом не более 31 кг, то теперь порог беспошлинного ввоза будет снижен до 150 евро и 10 кг соответственно. Порог беспошлинного ввоза в Казахстане остается на уровне 1000 евро, а правительство союзного государства пока не готово его снижать.



Методические рекомендации по подготовке заявления о принятии предварительного решения



Об утверждении перечня соответствия видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кодам бюджетной классификации



Литва ввели обязательное декларирование находящегося в баках топлива грузового транспорта, въезжающего на территорию этой страны.



Письмо ФНС России от 05.02.2014 N ГД-4-3/1884. Налогоплательщик имеет право на заявительный порядок возмещения НДС, если представит в налоговый орган банковскую гарантию. ФНС России указала, что такая банковская гарантия должна обеспечивать уплату в бюджет только суммы налога. Вместе с тем если по итогам камеральной проверки декларации установлено, что возмещению подлежит меньшая сумма, чем была возращена (зачтена) налогоплательщику в заявительном порядке, то разница должна быть возращена в бюджет. При этом на возвращаемую сумму начисляются проценты за неправомерное пользование бюджетными средствами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ). Из разъяснений налогового ведомства следует, что на данные проценты банковская гарантия не распространяется. Это объясняется следующим. Согласно подп. 4 п. 5 ст. 74.1 НК РФ указанная в банковской гарантии сумма должна обеспечивать уплату как налога, так и пеней, если иное не предусмотрено в Налоговом кодексе РФ. В силу п. 4 ст. 176.1 НК РФ сумма, на которую выдается банковская гарантия, должна обеспечивать возврат в бюджет в полном объеме только суммы НДС, заявленной к возмещению.



Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статьи 16.1 и 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Законопроектом предлагается конкретизировать, при сообщении каких именно недостоверных сведений возникает административная ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 16.1 «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки» – «если эти сведения могли бы послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера в случае помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления». Данное правонарушение влечёт предупреждение либо штраф на граждан и юрлиц в размере от 0,1 до однократного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения; на должностных лиц - от 1 тыс. до 10 тыс. руб. В настоящее время - штраф на граждан составляет от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юрлиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Штраф на граждан и юрлиц применяется с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацией предметов административного правонарушения. Предусматривается освобождение от ответственности, когда документы, представленные таможенному органу, содержат достоверные сведения о количестве товаров, выраженном в дополнительных единицах измерения, установленных для таких товаров в единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.



Участники ВЭД никогда не боятся каких-то дел об АП, ни по 16.19, ни по 16.22, ни по другой статье, если они возбуждены незаконно. Такие дела чреваты только для инспектора, возбудившего дело и, не дай Бог, изъявшего товар. Участники ВЭД, скорее, боятся больше затягивания выпуска ДТ, и не конкретной ДТ, а массово, в результате конфликта с постом. Они боятся массовой корректировки таможенной стоимости. И то - боятся вышеизложенного только те, кто желают быть в связке с таможней. Тут даже слово "боязнь" не совсем подходит, скорее - "нежелание ненужных сложностей", вызывающее поиск путей улаживания конфликта с помощью денег. Есть и другие, более прогрессивные и грамотные, которым плевать на нашу беспредельную таможню, не знающую слов "закон" и "профессиональная квалификация". Такие судятся и выигрывают 80% судебных тяжб. Поэтому административно-правовая вертикаль в правоохранительном влиянии на оперативную обстановку играет минимальную роль. Я так думаю. Можно устроить временные сложности участнику ВЭД досмотром, изъятием товара, делом об АП. Но это временно. Не те времена. Пришло время ДУМАТЬ о том, что ты делаешь. И повторяя незаконные действия, ты привлекаешь внимание, и проблемы начинаются у тебя, а не у участника ВЭД. Реальный рычаг влияния на участников ВЭД и обстановку у правоохраны - это оперативные разработки и реальные "посадки". Даже не знаю, за что сейчас кто-то носит деньги операм? Ведь они ничего не могут разработать и доказать... вот в чем хохма. Оформители и контролеры - еще поговорить можно, но и то есть вопросы их реального влияния. Некоторые начальники таможен готовы идти навстречу, чтобы договориться об отсутствии судебных споров и приемлемом ИТС. Это ли не признание слабости? Задайтесь вопросом, почему ФСБ и МВД - реальные силы, и их боятся? Потому что они могут решать свои задачи, они могут посадить человека в тюрьму, они могут поломать бизнес.
А в оперативных подразделениях таможенных органов - дилетанты. Они не только ограничены в полномочиях законом, они и в рамках предоставленных полномочий не умеют РЕАЛЬНО повлиять на обстановку. Так что задача у СТР не настолько проста, как скажут некоторые - "отчитаться и забыть". Задача сложнее - изменить роль правоохранения делами, а не словами и должностями. И тут дело не в том, кто чей зам по номенклатуре. При ЗИА те начальники ОТ и замы по праву, у которых хватило "тяму" и силы воли, РЕАЛЬНО влияли на обстановку, и дело было не в том, что начальник ОТ был замом начРТУ.
Reader



В Северо-Западном федеральном округе пресечена деятельность преступного сообщества, которое организовало хищение денежных средств путем незаконного, с использованием подложных документов, возмещения НДС в особо крупных размерах. В ведомстве уточнили, что преступная организация, насчитывавшее более 15 человек, действовало на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области с 2008г. Правоохранители отмечают, что данное сообщество характеризуется "структурированностью, устойчивостью, наличием хорошего материального и технического обеспечения, внутренней иерархией, сплоченностью, наличием коррупционных связей в различных органах государственной власти, правоохранительных и судебных органах Санкт-Петербурга, специалистов, в том числе адвокатов, владеющих специальными познаниями в области юриспруденции, таможенного и налогового права". По данным следствия, в период с 2008г. членами преступного сообщества организованы хищения денежных средств путем незаконного возмещения НДС из бюджета РФ на сумму около 4 млрд руб. от имени 39 юридических лиц. С целью придания видимости законности осуществления финансово-хозяйственной деятельности членами преступного сообщества использовано более 75 юридических лиц, зарегистрированных на подконтрольных номинальных директоров. По указанным фактам следственным управлением Следственного комитета РФ по СЗФО возбуждены два уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных ч.ч.1,2 ст.210 Уголовного кодекса РФ (создание преступного сообщества и участие в нем), ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество организованной группой в особо крупном размере). В период с 12 по 15 февраля с.г. в результате реализации оперативных материалов в рамках расследования было проведено более 25 обысков по местам жительства членов ОПС, а также в местах хранения документов и носителей информации. Изъяты ценные бумаги на сумму более 30 млн руб., большое количество дорогостоящих драгоценностей и ювелирных изделий. По подозрению в совершении указанных преступлений задержаны 6 лиц, в том числе 34-летний Марк Броновский, имеющий двойное гражданство - России и США, один из руководителей группы компаний "Сотранс", который, по версии следствия, руководил деятельностью преступного сообщества. В отношении пяти лиц, в том числе Броновского, судами удовлетворены ходатайства органов предварительного следствия о заключении под стражу, в отношении еще одного лица мерой пресечения избран залог.



Европейские полицейские власти предупреждают компании логистики о новом способе совершения краж ценностей во время перевозок. Как сообщает Европол, теперь грабители стали использовать способ, напоминающий хитрость данайцев – Троянского коня. Грабители прячутся в фанерные ящики для перевозок товаров. Во время транспортировки у грабителей есть время спокойно рассмотреть товары, находящиеся в грузовом отсеке, и выбрать самое ценное. После этого сообщники преступников останавливают груз на дороге под видом несчастного случая или аварии, чтобы дать грабителям возможность сбежать с награбленным.



Логистика



________________________________________________________________________

                        FRIENDS LOGISTICS OY
                        ЦЕНЫ НА НАШИ УСЛУГИ С 03 МАРТА ПО 31 МАРТА 2014 ГОДА
                        ОБНОВЛЕНИЕ ЦЕН СМОТРИ ==>  http://emelichev.fi/prices
________________________________________________________________________

Подписка на рассылку о логистике News for the Friends = бесплатно
Реклама в выпусках News for the Friends в рассылке = 100 EUR/выпуск
Реклама в выпусках News for the Friends на сайтах 200 EUR/выпуск
Реклама в лекциях via KOTKA 500 EUR/лекция

Специальные ставки до Москвы:
FOB China Main Ports – DOOR Moscow
3942 /20'     4942 /40'     4942 /40'HC   USD   all-in = всё включено, линия MAERSK
4125 /20'     5130 /40'     5130 /40'HC   USD   all-in = всё включено, линия K-LINE
Транзитное время = 40-45 дней

Морской фрахт Азия – Котка (MAERSK LINE):
Busan…………..
1417
2417
2417
Chongqing
1992
3547
3547
Dalian
1417
2417
2417
Fangcheng
1687
2937
2937
Foshan
1587
2617
2617
Fuzhou
1467
2517
2517
Guangzhou
1694
2702
2702
HoChiMinh
1467
2517
2517
HongKong
1417
2417
2417
Huangpu
1512
2537
2537
Jakarta
1442
2467
2467
Jiangmen
1537
2592
2592
Kaohsiung
1417
2417
2417
Keelung
1467
2517
2517
Kwangyang
1417
2417
2417
LaemChabang
1442
2467
2467
Manila
1467
2517
2517
Nanjing
1667
2857
2857
Nansha
1417
2417
2417
Nantong
1652
2767
2767
Ningbo
1417
2417
2417
PortKlang
1417
2417
2417
Qingdao
1417
2417
2417
Rongqi
1582
2647
2647
Shanghai
1417
2417
2417
Shantou
1537
2627
2627
Shekou
1512
2562
2562
Shenzhen
1637
2654
2654
Taichung
1467
2517
2517
TanjungPelepas
1417
2417
2417
Wenzhou
1602
2822
2822
Xiamen
1417
2417
2417
Xiaolan
1582
2647
2647
Xingang
1417
2417
2417
Yantian
1417
2417
2417
Zhongshan
1537
2592
2592
Zhuhai
1587
2642
2642
 Морской фрахт Азия – Котка (K-LINE):
Busan…………..
1600
2605
2605
Foshan
1700
2795
2795
Hongkong
1600
2605
2605
Huangpu
1680
2730
2730
Keelung
1680
2710
2710
Ningbo
1600
2605
2605
PortKelang
1650
2680
2680
Qingdao
1600
2605
2605
Shanghai
1600
2605
2605
Taichung
1680
2710
2710
Xiamen
1600
2605
2605
Xingang
1630
2630
2630
Yantian
1600
2605
2605
Zhongshan
1750
2900
2900
Zhuhai
1750
2900
2900
FIFO = USD (Включая все надбавки = BAF, CAF, BAS, STT, ERS, GRI, PSS)
Включая Kiel Canal surcharge
21 день бесплатно на использование контейнера для MAERSK и K-LINE
7 дней бесплатно на хранение в порту
Транзитное время = 35-40 дней
by Friends Logistics Oy service-contract

Форвардинг:
Портовые сборы в Котке (Port fee+Security+ISPS+THC+Release+ENS+Banking) = 395 USD
Документация TIR+CMR+WEB-transit+AREX+ПредИнфо = 105 USD
Банковские расходы при выставлении счёта = 25 USD
Оформляем 24 часа в сутки без выходных

Тракинг:
Площадка (контейнеровоз) Котка - Москва = 2000 USD до 20 тонн
За каждую тонну свыше 20 тонн = +100 USD. Подстраховка на границе возможна
В Москву через = Кингисеп +250 USD, Смоленск +500 USD,
Псков +300 USD, Себеж +400 USD, Вязьма +300 USD
В Москву через = Уральск +3600 USDАктюбинск +4200 USD до 20 тонн
Микрик с ТИРом Котка - Москва = 1000 EUR до 1500 кг,
Внутренние размеры ДхШхВ:  3,7х1,87х1,93 м (13м3)
Мини тент с ТИРом Котка - Москва = 1500 EUR до 4500 кг,
Внутренние размеры ДхШхВ:  5,4х2,38х2,39 м (30м3)
Хельсинки – Уральск: 120 м3 до 22 тонн = 8800 USD, 90 м3 до 22,5 тонн = 8300 USD
Хельсинки – Актобе: 120 м3 до 22 тонн = 9800 USD, 90 м3 до 22,5 тонн = 9300 USD
1+2 дня бесплатно на загрузке+разгрузке, далее 150 USD в сутки
Примем оплату на счет российского перевозчика в рублях без НДС по прямому договору

Склад в Котке:
Перевозка порт - склад = 130 EUR / контейнер
Регистрация на складе = 40 EUR / поставка
Перегруз через склад = 8.50 EUR / m3 вместе разгрузка+загрузка
Кратковременное хранение = 0.25 EUR / m3 / день, первые 7 дней бесплатно
Долговременное хранение = 6 EUR / m2 / месяц

Сборные грузы с таможней в МО
Мы свозим на наш склад в Котке грузы: 
- морем (LCL, но можем собрать в Китае LCL->FCL)
- авиа (любой тариф)
- курьерами (ДХЛ, УПС, ТНТ и др.) 
- авто (по Еропе-матушке), 
И каждую пятницу:
- отправляем сборный трак из Котки на подмосковную таможню с последующим довозом
- в нашем распоряжении машины Котка-Москва под ТИРом: 7, 13, 30, 40, 90 и 120 кубов
Tаможня на нашем СВХ в МО и только: 
- официальная и полная
- без замутов и левых заходов 
- с нашими сертами
- но с дешёвой кепочкой.
Единого тарифа пока нет - расчёт по полному и конкретному запросу от вас...
Для запроса заполните файл и пришлите нам по мылу = 

________________________________________________________________________
                  Alexey Emelichev
                  Friends Logistics Oy

Kaskimaentie 35,  48310 KOTKA, Finland
Tel: +358 468 112020
Mail: alexey @ emelichev . fi
Gmail: friends.logistics @ gmail . com
Skype: emelichev

                                    - Морские перевозки до Котки
                                    - Форвардинг, Экспедиция, Сюрвей, Складская обработка в Котке
                                    - Тракинг до Москвы
                                    - Рассылка News for the Friends
                                    - Проект viaKOTKA и LogisticsDay
________________________________________________________________________


архив наших цен с 2012 года тут = http://emelichev.fi/archive
архив наших цен с 2009 года тут = http://emelichev.blogspot.fi



Маерск объявил GRI с 01.04.2014 = USD 525/TEU.
MOL объявил GRI с 01.04.2014 = USD 500/TEU.



Контейнерооборот порта Гонконг (Китай) за январь 2014 года сократился на 2,7% в сравнении с показателем аналогичного периода 2013 года - до 2 млн TEUs. Объем перевалки через контейнерный терминал Квай Цинг вырос на 2,8% - до 1,56 млн TEUs, через остальные терминалы - снизился на 18,4%, до 440 тыс. TEUs.



Контейнерооборот порта Гамбург составил в 2013 году 9,3 млн TEU – на 4,4% больше показателя 2012 года. Импортный контейнеропоток  составил 4,8 млн TEU – на 4,3% больше, чем годом ранее. Экспорт вырос на 4,6% до 4,5 млн TEU.



В Клайпеде в прошлом месяце перевалено 35,4 тыс. TEU (+16,2% к уровню января 2013-го). На второй позиции Рижский порт с 28,5 тыс. TEU (-7,5%), затем следует Таллинский порт с 19,2 тыс. TEU (-0,9%). В порту Лиепаи обработано 254 TEU (-12,7%).



Грузооборот порта Гданьск (Польша) за январь 2014 года вырос на 6,7% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года – до 2 млн 574 тыс. 106 тонн.



Грузооборот Ильичевского морского торгового порта (Украина) в январе 2014 г. снизился на 31,8% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. – до 1,117 млн тонн. Транзит грузов через Ильичевский порт в январе сократился на 53%, до 330 тыс. тонн. Перевалка на экспорт снизилась на 13,4% (до 580 тыс. тонн), импортных грузов – на 21% (до 200 тыс. тонн).



Консолидированный грузооборот группы ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) за январь 2014 года снизился на 12,2% - до 10,9 млн тонн.



Контейнерооборот порта Владивосток в январе 2014 года составил 59 876 TEU, что на 8,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе груженый экспорт упал на 50,9% к январю 2013 года, до 1 143 TEU, порожний экспорт вырос на 2,2%, до 17 311 TEU. Импорт увеличился на 33,9% и составил 28 779 TEU. Каботаж упал на 11,5%, до 12 643 TEU. Контейнерооборот ОАО «Владивостокский МТП» в январе составил 38 649 TEU (+10,2%), в том числе груженый экспорт — 955 TEU (-51%), порожний экспорт — 11 734 TEU (+7%), импорт — 19 803 TEU (+27,5%), каботаж — 6 157 TEU (-7,1%). Оборот контейнеров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» за отчетный месяц составил 10 164 TEU (-4,2%), в том числе груженый экспорт — 188 TEU (-33,8%), порожний экспорт — 2 822 TEU (-15,8%), импорт — 4 561 TEU (+46,2%), каботаж — 2 593 TEU (-32,8%).



За январь 2014 года на ДВЖД объем контейнерных перевозок составил 34,2 тыс. TEU, что на 13% превышает аналогичный показатель 2013-го. По данным филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Дальневосточной железной дороге, за январь на станциях в контейнеры было погружено почти 375 тыс. тонн грузов (+9% к уровню 2013 года), из них в крупнотоннажные контейнеры – 374,8 тыс. тонн (+9,1%). Объем среднесуточной контейнерной погрузки составил 12,1 тыс. тонн (рост на 9%). На Дальневосточной железной дороге в 2013 году объем контейнерных перевозок «ТрансКонтейнера» увеличился на 18% по отношению к соответствующему показателю 2012-го.



Контейнерооборот портов России в январе 2014 года составил 401,4 тыс. TEU, что на 3,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Груженый экспорт вырос на 22,3% к январю 2013 г. и составил 71,5 тыс. TEU, порожний экспорт вырос на 1,9%, до 104,2 тыс. TEU. Импорт снизился на 1,6%, до 174,9 тыс. TEU. Транзит увеличился на 29,9%, до 7,9 тыс. TEU, каботаж — упал на 0,7%, до 42,9 тыс. TEU.



Объем перевозок импорта через порты Северо-Запада Санкт-Петербургского филиала ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) по итогам 2013 года составил 215 тыс. тонн, что на 57% превышает показатель 2012 года. В частности, объем перевозок через ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» вырос до 108 тыс. тонн (+51%), объем перевозок через ООО «Универсальный погрузочный комплекс» в порту Усть-Луга составил 85 тыс. тонн (+21%).



На строительной площадке  «Бронка» (Большой порт Санкт-Петербург) начались работы по бетонированию верхнего строения причала № 5, предназначенного для приема судов-контейнеровозов. Прогнозируется, что первое судно ММПК «Бронка» примет в конце 2015 года.




Пять судоходных компаний - COSCO, 'K' Line, Yangming, Hanjin и Evergreen Line пришли к соглашению по учреждению нового альянса для контейнерных перевозок. Объединение будет называться CKYHE Alliance, в его рамках операторы намерены осуществлять перевозки между Азией и Европой, в том числе в Средиземноморском регионе. Шесть совместных сервисов CKYHE откроются в середине апреля для перевозки грузов между Азией и Северной Европой. Четыре маршрута свяжут порты Азии и Средиземного моря. Ожидается, что вскоре UASC присоединится к альянсу.



COSCO и China Shipping ведут переговоры о слиянии двух компаний. Если такое слияние состоится, то China Shipping автоматически становится членом линия CKYHE Альянса.



MSC, Maersk, ZIM, CMA CGM, ARKAS продолжают удерживать пять первых мест по объемам в Черном море с 2012 года. В то же время Happag-lloyd поднялся с 7й на 6ю строчку. Evergreen поднялся с 10й на 7ю строчку. CSAV упала с 6й на 9ю позицию, в то время как OOCL поднялась с 12й на 10ю позицию, а YML поднялась с 14й на 11ю позицию. PIL поднялся с 13й на 12ю строчку. APL c 16й строчки поднялся на 13ю, а WHL с 11й упала на 14ю. MOL поднялся с 18й позиции на 16ю, COSCO поднялась с 21й на 17ю позицию, а Kline свалилась вниз списка с 9й позиции на 18ю. NYK сдвинулась с 17й позиции вниз на 19ю.



Spot Rate Kept Falling with Space Booking Rate Weak
In the week ending Feb.21, China export box market was on the post-holiday recovery period overall, leading to booking rate on the downward trend. The excess capacities, which were cut during the Spring Festival holiday, did not been relaxed by box carriers, but dragged by the weak cargo volume and stock nearly consumed, booking rate failed to keep on the present level. On Feb.21, Shanghai (Export) Containerized Freight Index (SCFI) issued by Shanghai Shipping Exchange (SSE), reflecting the spot market, quoted 1036.86 points, falling by 5.3 percent from last week, while China (Export) Containerized Freight Index (CCFI) issued by SSE tumbled by 3.1 percent week on week to1133.98 points. Recently, the March rate increase plan has been listed on the agenda again, but box carriers are hesitant about the rate increase schedule and extent, representing that they are not confident on the freight rate recovery.
In the Europe service, plant workers returned to work, but transport demand was still flat, impacted by the limited increase of shipment demand and decreasing stock. The average slot utilization rates in main services were below 80 percent, even some declining to about 60 percent. Because space was oversupplied seriously, booking freight rate on the spot market fell by 10 percent beyond (more than USD300 per TEU) for two consecutive weeks. On Feb. 21, the freight index in the China-Europe service dropped by 5.4 percent from one week ago to 1594.79 points. Recently, more than one box liners has announced to hike booking rate in this service since from early March, but considering the slot recovery speed of cargo volume, up to now, only four carriers have ensured the implementation schedule, to the extent of about USD 500 per TEU, others still holding wait-and-see attitude. The same story has happened in the Mediterranean service, where box liners mainly consumed stock because of insufficient transport demand, and the average slot utilization rate was below 80 percent, with spot freight rate slipping. On Feb.21, the freight index in the China-Mediterranean service quoted 1731.59 points, down by 3.6 percent week on week.
The shipping booking condition was not very good in the North America service, where the average slot utilization rate in the USWC service kept around 80 percent in the week ending Feb.21, while that in the USEC service performed better, around 85 per5cent. Most box carriers expressed that both freight rate and cargo volume declined on the present market, of which, the transport demand was experiencing the worst condition in South China market, and suffering stronger stress than that in the East China and North China. On Feb.21, the freight rates in the Shanghai-USWC and USEC services (covering seaborne surcharges) quoted USD1945 /FEU and 3294 /FEU, down by 4.7 percent and 2.1percnet compared with last week respectively. It was said that TSA member companies would hike freight rate by USD300 per FEU since from March, 15, with the purpose to enforce bargain chip for long-term agreement.
In the Persian Gulf service, shipping space booking condition was also not very good, and carriers had to cut capacity largely. According to insiders, the capacity in the service leaving China for Persian Gulf in the week ending Feb.21 was cut by 22500TEU in general. For all this, the average slot utilization rate for some individual shipping company was still below 50 percent, and spot freight rate performed weak overall. On Feb. 21, the freight rate in the Shanghai-Persian Gulf service (covering seaborne surcharges) quoted USD469 per TEU, falling by 5.3 percent from last week.
In the Australia/New Zealand service, AADA continued to limit capacity, and the average slot utilization rate in this service kept at around 80 percent. Box carriers were worried about that freight rate would drop further. On Feb.21, the freight rate in the Shanghai-Australia/New Zealand service (covering seaborne surcharges) declined by  7.5 percent from last week to USD692 per TEU.
The transport service got well from the holiday in the Japan service, where the average slot utilization rate sustained at around 65 percent, with spot rate falling. On Feb.21, the freight index in the China-Japan service quoted 804.62 points, dipping by 3.8 percent from one week ago.
CCFI Commentary Issue 9, 2014



ЧАСТЬ ВТОРАЯ.  Мизансцена
=== Исчезающая метка. Спутник ===
         Максим сидел напротив Олега и доедал адрак ке чаап. Индийские специи ему порядком поднадоели за год, и он запивал их огромными глотками чешского пива. Олег ел что-то совсем уж вегитарианское. То ли дарбари, то ли тандури-салат. Максиму иногда казалось, что Олег заказывает себе вегитарианское специально назло ему - Олег был строен и по-спортивному подтянут, а Максим - достаточно тучен, любил поесть и выпить. Ну а почему он должен был бы себе отказывать? При такой работе, по 18 часов в день, с ночными звонками и нервотрёпкой, он имел полное право на удовлетворение всех своих слабостей, - он так справедливо считал. Тем более, в деньгах ограничений не было, с ними была только одна проблема - потратить до того, как они заполнят очередную коробку из-по обуви. Поэтому Максим всё свободное время проводил в неге - массаж, сауна, ресторан, девочки, шопинг. На большее, к сожалению, ни фантазии, ни времени не хватало.
         Они сидели в ресторане Дарбарс на первом этаже гостиницы Спутник. Чуть выше, на 8-м, в двух спаренных гостиничных номерах находился их офис. Офис как офис, ничего выдающегося, никаких изысков: на скромные 2 звезды. В офисе было четыре рабочих места, но фактически работало только двое - Маским и Олег. Была «приходящая» Вика - девушка, которая занималась сертификатами, финансами и претензиями клиентов. Появлялась она пару раз в неделю - только для того, чтобы забрать некоторые документы у Максима, уточнить некоторые детали и написать несколько «официальных» претензий европейским складам или перевозчикам. Девушка она была приятная, неконфликтная, но смотрела на Маскима и Олега с высоты, считая их младшим менеджерским составом: «подай-принеси, а что ещё от них можно ожидать?». В свою очередь работники на неё смотрели только как на предмет вожделения - красивая дура с чувственными, полными губками - «документы в зелёной папке возьми и скажи, что сегодня вечером планируешь - давай развлекаться поедем…». К сожалению, Вика не откликалась на такие заманчивые предложения - то ли парень у неё был, то ли коллеги для неё были неприкасаемы - уже год намёки и замечания оставались безответны. «Да и фиг с ней, что, других мало?» - думал Максим.
         Четвёртым в их офисе числился Нгуен - вьетнамец, неполохо говорящий по-русски. Конечно, он вовсе не «числился» - это был начальник и одновременно хозяин этой маленькой, но очень эффективной компании. В офисе он появлялся не чаще одного раза в месяц, когда привозил зарплату в конвертах и пару бутылок очень дорогого коньяка для сотрудников, в качестве презента. В остальное время связь с ним была только по телефону, от живого общения со своим боссом ребята были полностью свободны. Всё, что напоминало о Нгуене - это только стол в углу второго номера, на нём стояла внушительная скульптура крокодила, которую Нгуен называл странным словом Мицраим, да несколько книг: трёхтомник Жаботинского, трактат Плутарха «Исида и Осирис» и книга Сен-Мартена "О заблуждениях и истине». Ещё несколько книг были на непонятном языке: «Вьетнамский», - сказал Олег.
         Один из четырёх мобильных проснулся у Максима мелодией «наша служба и опасна и трудна» когда они заходили в лифт. Звонил мобильник, номер которого знал только Нгуен. Максим покорно вздохнул и поднёс телефон к уху.
         - Максим, 25 контейнеров с бытовкой «Славянского Мира», которые в порту Котка лежат, надо отдать Алоше. Я сейчас тебе его номер факса СМС-кой скину и название компании. Отправь письмо Кюну - пусть релизят. Да, Лоша свои машины подаст на вывоз, 170-ки. Только границу закажи и начинай документы делать. Пойдут на СВХ «Быттехника». Свяжись с их менеджером и возьми реквизиты - там отправитель-получатель поменялся вроде. Пойдут по старой схеме. И перезвони мне потом, скажи как получается. Проследи чтоб пин в СМР не забыли поставить - в последних машинах не указали, хорошо, что я был рядом и объяснил, что машины наши - иначе на досмотр определили бы. Если повторится - оштрафую.
         Нгуен отключился даже не попрощавшись. Максим открыл дверь номера и, пропустив Олега вперёд, распорядился:
         - Ты тогда проверь, 120-ки с Беве - наверняка уже загрузили и начинай готовить документы, а я со «Славянским Миром» буду разбираться. Наконец 25 контов поедут, а то меня Пётр уже неделю мурыжит с этими контейнерами - продажи, видите ли у них падают из-за недостатка ассортимента. Блин, набрали инвалидов, чтоб на налогах экономить….
         Тем временем Нгуен сидел во вьетнамском ресторане недалеко от Унивеситета и вкушал стейк из крокодила в обществе удивительной женщины по фамилии Саблина. «Нет, зря её называют «бабушкой», очень долгие годы ответственной работы ещё ждут её впереди», - думал, отрезая кусок мяса. Саблина говорила по телефону со своим партнёром, часто употребляя крепкие словечки и очень известные фамилии. Промокнув губы салфеткой и откинувшись на мягком диване, он закурил сигару - рабочий день подходил к концу. Нгуен подозвал официанта и что-то тихо сказал на вьетнамском. Официант уважительно склонил голову и исчез в полумраке зала. Они были одни в ресторане, не считая пары телохранителей за столиком у входа.  «Надо чаще встречаться с баалшемиками» - мелькнула в голове Нгуена таинственная фраза.
         Максим тоже часто слышал это странное слово из уст Нгуена. «Конечно «большевики», - он всегда списывал произношение этого странного слова на причудливый вьетнамский акцент. Азиаты...
=== Исчезающая метка. Пылающие холмы ===
         Мы шли по Каскимяэнтие в сторону гольф-поля. Крупные хлопья снега кружили безмолвно в оранжевых лучах уличных светильников и еле слышно хрустели под ногами. Над трубами соседних домов вился дымок. Пахло горящими дровами.
         - Пылающие холмы - так переводится название этой улицы, - нарушил я звенящую тишину.
         Александр остановился и глубоко вдохнул лесной воздух. Он посмотрел сначала направо, потом налево, потом вверх. Подставил ладонь под падающий снег, поднёс её к глазам, но рассмотреть уже ничего не смог - снежики превратились в капельки влаги.
         - Я всегда удивляюсь этой диалектике мира, - он внимательно посмотрел на меня. - Вроде, кажется, что вот оно, незыблемое создание природы, падающее на наши головы, прекрасное и завораживающее. Ан нет, секунда и всё тает, превращается из твёрдого вещества в жидкое. Только приноровился к морозам, снежной дороге, ледяной тверди… А уже нет этого, уже дождь, сырость или зной, или болотные хляби. О, брат, это жулики нас окружают. Навязали нам правила, законы, а потом всё поменяли, - изменили и правила, и законы, и даже наше место в этом мире. Вот ты давеча спрашивал про ТИР. А ведь ему уже более 65 лет. 65 лет - это три поколения. Самый старый долгожитель, марксизм-ленинизм, умер в возрасте 70 лет именно на исходе третьего поколения. Первое поколение верит, второе тянет лямку, а третье выступает могильщиком проекта. Это подтверждает история - возьми любые вехи - они меняются на третьем поколении. Поэтому ТИРу не так много осталось, поверь. И не в нас дело, и не в ТИРе, и не в АСМАПе. Это диалектика, брат, это - Гегель.
         Александр зашагал дальше. На какое-то время воцарилась тишина. Мы подошли к гольф-полю и повернули налево, в сторону залива. Я видел как очарован мой друг тишиной леса, маленькими зимними тропами, мостиками через запруды. Его явно тянуло пофилософствовать.
         - А вот представь себе, что и логистика тоже очень скоро изменится, - он опять остановился. - Вот помню когда ты только переехал сюда, ты постоянно просил меня привезти тебе кассеты с русскими фильмами. У меня в кейс помещалось 8 кассет - специально оставлял под это место и закупался в «шарике», в «дьютике». Потом появились ДВД - штук по 20-30 помещалось на этом же месте. А теперь? Теперь ты скачиваешь всё из Интернета и загружаешь к себе на карту в телефоне. А карта? Да меньше ногтя, а 20-30 фильмов на ней точно есть. Вот она, логистика. Скажешь что не меняется? Я перестал превращать пассажирские перевозки в грузовые… Кстати, отчёт читал нашего министерского аналитика - да ты его знаешь сам, он к тебе обращался за цифрами месяц назад. Хвалил, хвалил… Так вот, скоро логистика сведётся к почтовым перевозкам, да не, не голубиным - продажам через Интернет. Пропадёт посредник между производителем и потребителем - зачем кормить армию продавцов, склад, торговые площади, supply chain? Сначала торговать будут в мировом масштабе - в России будут заказывать из Китая, Америки, Европы, а потом производство приблизится к покупателям - поставил 3Д-принтеры в подмосковных Мытищах и печатай себе обувь, холодильники да мобильные телефоны. Производитель только разрабатывает, снабжает расходниками и перебрасывает файлы для печати, а ты знай, распечатывай да рассылай по своему региону через почту. И останутся в логистике только расходники да запчасти - их и будешь возить своим транспортом от завода до ближайшего локального дилера, а файлы для распечатки по проводам к нему пойдут. Но и это ещё не конец - скоро дома поставят все эти принтеры и продавать будут не товары, а файлы для распечатки. Надо тебе, скажем, набор стаканов авторских, дизайнерских - заказал в местном интернет-магазине стекло для принтера - маленькую коробочку, 250 граммов, выбрал по Интернету дизайн, купил файл и распечатал тут же. Красота… Останутся только продукты питания, а может и по ним тоже найдут какую рацуху, чтоб прям из Интернета из подручных материалов. А ты говоришь АСМАП, таможня, граница, логистика, транспорт. Всё, точка, забудь, приехали.
         Я достал фляжку с ромом и протянул Александру. Этот разговор надо было поощрить - я надеялся на продолжение.
         - Ты, наверно, хочешь знать что будет дальше? А дальше будут только вопросы: первое - непонятно куда девать старые производственные и транспортные мощности, непонятно куда девать людей. Эти людские ресурсы просто некуда будет распихать в иерархии производства - их просто нечем занять. О, брат, это безработица - это то, что мы видим уже сегодня и в твоей области. Уже кассет нет, уже даже и ДВД нет, остались только биты и байты - возить нечего. Локализация производства прямо рядом с потребителем. Сначала производство локализуется у дистрибьютеров, потом у дилеров, а потом и в каждом доме. А грузов становится всё меньше - завёз 3 куба процессоров на 2 месяца и всё, остальное распечатают из местного пластика, металла или стекла. Чтобы удержать свою долю рынка, вынужден будешь снижать маржу и отбирать бизнес у конкурентов. 20 траков у тебя? Хе-хе, 12 придётся в металлолом сдать - продать всё-равно не сможешь никому, не будет на них работы. А что ты хотел, до распределительного склада теперь не огромные коробки с товаром, а материал для его производства нужен, а далее - почта, экспресс-перевозчики на своих дронах… Сойдут с дистанции все посредники: линии, авиаперевозчики, автоперевозчики тоже перейдут на продажу своих услуг через Интернет - не нужна им больше армия экспедиторов, ведь так уже произошло в пассажирской авиации - ну кто сейчас билеты в кассах покупает? Но есть и ещё одна сторона этой проблемы - по нашим прикидкам, 70% безработицы в среднем по миру нас ждёт. В некоторых странах уже более 30% ненужных людей. Их надо как-то кормить, чтоб они не обиделись на тебя и не пришли на эту улицу и не превратили её в улицу пылающих холмов…
         Александр заискивающе посмотрел на меня. Но фляжка была пуста. И пора было возвращаться к камину.
Алексей Емеличев




Экономические трудности, охватившие немецкий торговый флот в связи со спадами в продажах судов, сказались на занятости в морской отрасли. Согласно статистике, представленной ассоциацией, количество немецких и иностранных моряков, работающих на судах под немецким флагом, сократилось с 14,6 тыс. в 2011 году человек до 13 тыс. в 2013 году. Общая занятость на немецком флоте тоже сократилась: с 72,6 тыс. до 71 тыс. человек за первые 9 месяцев в 2013 году. Что касается численности самого флота, то наблюдается сокращение с 3671 до 3523 судов за аналогичный период. Количество контейнеровозов уменьшилось с 1669 до 1570 ед.



Новость о том, что Rolls-Royce взялась разрабатывать проекты дистанционно управляемых грузовых судов, вообще-то давно уже не новость, это стало известно еще в прошлом году. Суть понятна и аналогична давно уже действующим дистанционно управляемым летательным и подводным аппаратам. В офисе компании-судовладельца сидят капитаны, и дистанционно управляют ее судами. При подходе к порту на борт высаживаются команды для постановки судна к причалу или на якорь. Rolls-Royce говорит, что экономия при этом будет идти по нескольким направлениям – первое конечно, стоимость экипажа, до 44% от эксплуатационных расходов. Второе – отпадет необходимость в жилой надстройке, что облегчит судно и позволит таким образом, экономить на топливе. Технически, технологически это реализуемо. Остается мелочь – вопросы безопасности, страхования, полного отсутствия стандартов и законов.
Rolls-Royce похоже, делает упор на контейнеровозах, как наиболее легкого для реализации ДУС типа судов. Вот совсем недавно в Бискае с контейнеровоза смыло 500 контейнеров. А в прошлом году раскололся надвое и затонул контейнеровоз MOL Comfort. А в позапрошлом горел MSC Flaminia. Регулярно происходят небольшие пожары и взрывы, ограниченные одним-двумя контейнерами. Как с этим всем справятся ДУС, большой вопрос. Пассажирские самолеты давно уже можно сделать полностью автоматами, однако почему-то никто этого не делает. В будущем – возможно. Вот то же можно сказать и о проекте Rolls-Royce. Где-то там в не очень близком будущем, дойдет дело и до ДУС, это скорее всего, неизбежно, если только человечество не овладеет новыми, принципиально иными способами перемещения в пространстве. Пока же это любопытная новость и экзотика, вроде проектов колонизации Марса, и не более того.
Войтенко Михаил



Codes for different types of documents, certificates and authorizations attached to the customs declaration



Троцкий форева!
         С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!
На минувшей неделе сочинская Олимпиада наконец закончилась – прошла она успешно, причём как в спортивном плане (тут вообще все рекорды побиты), так и в отношении общей организации соревнований и жизни понаехавших в регионе: первые жалобы быстро сошли на нет, а общий настрой гостей оказался вполне позитивным – несмотря на опасения обратного. Даже скандалистки из группы "Бунтующие вагины" не испортили праздника – чего никак нельзя сказать о помявших "артисток" ряженых клоунах, гордо именующих себя казаками; напротив, во Внуково пусек встретил задорный перфоманс с курами – то охранители возбудились. Реакция на Игры, как всегда в России, отличается крайней степенью нездравости – большинство преисполнилось мощного патриотического духа и слезливого умиления; недовольные же, наоборот, не упустили случая исторгнуть очередные порции дурно пахнущих субстанций (причём, как обычно у них и бывает, в основном совсем не по делу). Всё это не сюрприз, ибо, как показывали социологические исследования прошлого десятилетия, "нормальное ядро" российского общества насчитывает только пятую часть народонаселения, тогда как остальные 80% исповедуют либо ярый индивидуализм, либо не менее ярый солидаризм и поэтому в плане здоровой общественной коммуникации вполне контрпродуктивны – се ля ви а ля рюс. Погода не особенно мешала Олимпиаде – "здесь у нас туманы и дожди" вмешались в ход событий лишь пару-тройку раз, да и то ненадолго. В прочем мире погода, как всегда в последнее время, более прихотлива – хотя особых катастроф тут не было; впрочем, из настораживающих явлений, связанных с климатом, можно отметить гигантскую миграцию чрезвычайно ядовитой японской рыбы фугу, которая умудрилась через весь Индийский океан и даже Суэцкий канал выбраться в Средиземное море, где её и выловили у берегов Туниса – злые языки в ответ выразили сожаление, что её по дороге не захватили в плен сомалийские пираты.
Майданные игрища в Киеве тоже утихли: проклятый тиран сбежал – и свобода радостно встретила у входа (в тюрьму) вечную Тимошенку. Победители весело избили проигравших из числа депутатов Рады, отняв у тех карточки для голосования – после чего от их имени Янукович был отстранён от власти: короче, страсть к повадкам матросов Железняков у ниспровергателей истуканов Ильича первого ничуть не меньше, чем у клятих коммуняк – можно вытащить свободолюбивого укра из компартии, но вот как изгнать из оного укра большевизм? Очень актуальный вопрос, кстати – если учесть, что временным главой Украины стал бывший зав по агитпропу Днепропетровского обкома ВЛКСМ: ныне он, впрочем, служит баптистским пастором – но свежие практики явно не изгнали из него комсомольский активизм. Победители захватили резиденцию проффесора и раскрыли миру глаза на сибаритские наклонности последнего (стоит заметить, что дикарская роскошь интерьеров дорвавшегося до власти и богатства быдла всегда являет собой впечатляющее зрелище – и это касается также новой власти, чьи лидеры владеют немногим менее эффектной недвижимостью) – заодно постановили отобрать в свою пользу дачи проигравших, отменить прежний статус русского языка и вырубить российские СМИ; начальники боевых групп майдаунов грозят войной России – ну да это они погорячились. Как и следовало ожидать, восточные олигархи, едва узрев зачатки русского гнева в своих регионах, тут же присягнули новой власти – ибо иначе под угрозой могут оказаться их гешефты; правда, желающих оные гешефты перехватить нынче тоже немало – стало быть, веселье предстоит знатное. Особенно если учесть, что революции и вообще-то, мягко говоря, не способствуют здравому развитию обществ, а уж украинские паны да холопы даже в мирное время никогда не выказывали таланта позитивной организации (негативной – сколько угодно): но, может быть, на сей раз случится чудо? В общем, как писал Бродский, "С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!" – тем более, что как раз означенные категории нынче и преуспели.
Меж тем, Украина на грани банкротства – на что намекают агентства, дружно уронившие рейтинг страны до уровня "перед дефолтом"; на деньги России теперь рассчитывать стоит едва ли – выходит, помощь следует просить у ЕС и США. Те готовы – правда, на словах: на саммите финансовых властей Двадцатки в Сиднее профильный еврокомиссар Рен посулил новой власти изрядную подмогу, сопроводив сие могучей похвалой – мол, люди ж ясно показали свою приверженность европейским ценностям, поэтому им следует предоставить "ясную европейскую перспективу"; кстати, адресаты не подвели кураторов, тут же оные ценности явив делом – назначили министром внутренних дел педераста и уголовника. Детальные словоизлияния сильных мiра сего дали понять, что наиболее вероятным сценарием представляется рутинная программа МВФ – чему радуется российский Минфин, открестившийся от какого-либо своего участия в подобных проектах. Ещё и не начав работу, Фонд уже потребовал освободить гривну, секвестировать траты казны и (sic!) повысить энерготарифы до мирового уровня – иначе говоря, уровень жизни (и без того в 2-3 раза более низкий, чем у россиян или прибалтов) должен завалиться, а восточным металлургическим олигархам предложено разориться: если всё так и будет, то, опасаемся, Украину ждёт в ближайшие годы ещё не один Майдан, причём каждый последующий будет куда кровавее предыдущего – товарищ Троцкий из могилы осеняет свободолюбцев своим благословением, ибо никто так чётко не иллюстрировал идею перманентной революции (трейдмарк Лейбы Давидовича), как они. Хотя кандидаты есть и в других частях света – например, венесуэльцев достал боливаринский социализм XXIIвека (здесь нет ошибки – он именно 22-го), приведший к инфляции, дефициту и разгулу криминала: в ответ президент Мадуро изгнал из страны дипломатов и журналистов из США – с учётом его явной психиатрии можно ожидать там "веселья" даже в большем масштабе, чем на Украине.
         Двадцатка и триллионы
Денежные рынки. В австралийском Сиднее прошёл очередной шабаш глав центробанков и министров финансов стран Двадцатки – мероприятия эти скучны и бессодержательны, поэтому на сей раз глобальные начальники решили внести свежую струю: они обещают принять "беспрецедентные" меры, которые должны за 5 лет принести мировому ВВП дополнительного роста на 2%, "или 2 трлн. долларов" – похоже, дагестанские ЕГЭ-шники проникли и в эту структуру, ибо при официальной величине искомого показателя в 75 трлн. оные 2% дадут только 1.5 трлн., а никак не 2. Но самое интересное тут даже не в арифметике – а в том, что обещанные "беспрецедентные меры" не расшифрованы вообще никак: иначе говоря, если раньше мега-чиновники ограничивались благоглупостями без конкретики, то теперь они даже на это не расщедрились – но 2 трлн. всё равно пообещали. Зато подтверждены более жёсткие требования к размеру собственного капитала банков – несмотря на недовольное верещание последних, грозящих ростом теневого банкинга; и это снова подтвердил глава Банка Англии Марк Карни – пристыдивший банкиров тем, что раньше у них не было капитала вовсе, отчего и произошёл финансовый коллапс в 2008-м: это-де терпеть нельзя – и не просите, мол! Меж тем, коллапс грозит мегаполисам Италии – Рим на грани дефолта, Неаполь на очереди. Центробанки на прошлой неделе были не особенно активны – лишь бразильский заседал, снова подняв ставку на 0.25% до 10.75% годовых для укрощения оттока капитала и борьбы с инфляцией: при этом он дал понять, что дальнейшее ужесточение политики весьма вероятно.
Впрочем, руководители крупнейших центробанков не молчали – и не только насчёт обременения банков. Глава ЕЦБ Марио Драги, хотя не видит реальной угрозы дефляции, готов действовать при нужде – иные члены правления тоже говорили в приватных беседах, что могут быть рассмотрены разные варианты, включая отрицательные ставки по депозитам, размещённым на счетах в центробанке: посему участники рынка слегка напряглись в преддверии грядущего заседания ЕЦБ в ближайший четверг; впрочем, позже скептические комментарии главы Бундесбанка и CPI выше ожиданий успокоили рынок. Японцы опасаются последствий повышения налога с продаж, намеченного на 1 апреля: тогда неизбежен серьёзный спад экономики – и центробанк озабочен разработкой мер стимулирования проседающего спроса. В Европе старые песни о главном – тройка кредиторов явилась в Грецию для инспекции её состояния (которое вроде бы стало намного лучше): если всё будет в порядке, то Афинам подкинут свежие подачки – и, скорее всего, так и будет. Между тем, фискальный зажим ожидает всё новые страны – и очередной стала Бразилия, которой пришлось урезать расходы в этом году на 18.5 млрд. долларов: прежние попытки (проделанные в прошлом году) оказались безуспешными, приведя к историческому рекорду дефицита казны – так что бразильцам придётся пострадать, как южным европейцам в недавние годы. Но это всё мелочи – цену денежной накачки прежних лет яснее показывает обзор S&P: долг нефинансовых корпораций Китая за последние 5 лет почти утроился и достиг феерических 12 трлн. долларов (170% ВВП по текущему курсу юаня к баксу) – и когда вот эта бомба взорвётся, мало никому не покажется.
Валютные рынки. Ведущие курсы двигались неактивно: рынки дезориентированы катаклизмами погоды, которые повлияли на экономические показатели США и через них всего мира – посему не вполне понятно, плакать нынче или смеяться, откуда и общее замешательство. Евро подешевело на намёках о грядущем монетарном смягчении; но затем намёки стали менее актуальны – и оно в ответ резко подскочило в 1.38 доллара. В целом бакс чувствовал себя неплохо – и ещё лучше было йене: Украина не даёт покоя всему миру. Рубль сначала тоже не особо дёргался – развивающиеся рынки устаканились, украинские дела непредсказуемы; однако вскоре стало понятно, что последние весьма плачевны в любом случае – а тут ещё подоспели военные учения и новости из Крыма: на всём этом российская валюта благополучно завалилась опять, показав новый минимум против доллара (под 36.50) и евро (почти 50). А вообще, из-за Украины у нас падает всё – и это не только психиатрия: всё-таки многие фирмы (банки, сырьевики, промышленники) завязаны на хозяйство Малороссии и Новороссии, а также Киева – и покуда там царит тотальный хаос (а ситуация именно такова – и в казне денег нет, и бизнес встал), мы будем страдать; срочных денег Украине никто давать реально не хочет (да и кому давать-то? там и власти-то нема, хотя бы самой захудалой, но мало-мальски легитимной) – посему и настроения на рынках весьма мрачные. Другое дело, что ресурс падения рубля естественным образом ограничен предложением этих самых рублей – посему без постоянной подпитки Банка России девальвация бы давно затормозилась: проблема в том, что именно сейчас центробанк затеял масштабную чистку в наших банковских рядах – из-за чего снабжать систему ликвидностью приходится в любом случае. Короче, форс-мажор форс-мажором, но когда у власти левая рука не ведает, что творит правая, на что-то путное или хотя бы попросту предсказуемое с этой стороны рассчитывать было бы весьма и весьма наивно…
Фондовые рынки. Главные биржи в целом оптимистичны – NASDAQ и S&P на новых пиках, что начинает слегка тревожить: если это безумие будет продолжаться без перерывов, то разворот (а не коррекция!) может случиться раньше, чем ранее можно было предполагать – однако покуда всё же нам так не кажется. Последние отчёты корпораций оставили смешанную картину: прибыли Fannie Mae и Freddie Mac рекордные – ипотечные агентства скоро расплатятся с правительством за полученные от него в кризис деньги (почти 200 млрд. баксов), да с лихвой; HSBC тоже чуть нарастила профит – но только благодаря резкому урезанию издержек (за последние 3 года там сократили 41 тыс. сотрудников – кстати, J.P. Morgan Chase тоже вовсю увольняет). Но вообще тут всё липовое – так, в целом по банкам США прибыль в октябре-декабре выросла на 5.8 млрд. баксов (16%) к тому же периоду годом ранее: красиво? но резервы под возможные убытки по кредитам сократились на 8 млрд. с лишним – а ведь они входят в профит, т.е. на самом деле в секторе случилось ухудшение показателей, а якобы успех нарисован только на бумаге. Прибыль Airbus отросла, но уступила чаяниям аналитиков; та же картина у испанской Telefonika – профит вверх, продажи вниз; у австралийской авиакомпании Qantas лосс – и она уволит 5 тыс. сотрудников (15% персонала); зато у Air New Zealand всё отлично. У штатовских ритейлеров выручка дружно не дотянула до прогнозов, но прибыль их перекрыла, однако реакция рынка была разной – Home Depot подбросили, а Macy's прибили. Отметим сокращение Moody's рейтинга Sony до мусорного уровня – акции рухнули на 11%. Слияния/поглощения процветают – и очень дорогие: громкая покупка Facebook локального бизнеса WhatsApp за фееричные 19 млрд.; слияние Forest Laboratories и Actavis потянет даже на 25 млрд.; а есть же ещё объединение RF Micro Devices и TriQuint, Signet Jewelers и Zale's, и т.д. – в целом это всё больше напоминает 1999 год, хотя и в урезанном масштабе. Ждём 2000-го?
Товарные рынки. Нефть вяло колебалась у прежних уровней; природный газ слегка подешевел из-за потепления в Штатах; промышленные металлы тоже особой динамики не выказывали – зато у драгоценных опять вздорожание, так что золото достигло вершины за 4 месяца около 1350 долларов за унцию на всеобщих опасениях по поводу Украины (но не только). На рынке еды и кормов ширится рост: даже вроде совсем дохлый рапс стал подавать признаки жизни; пшеница, кукуруза, какао, фрукты, хлопок и древесина удерживают завоёванные позиции; рис растёт снова; на растительном масле пик за 2.5 месяца, на сахаре – за 3.5, на бобовых – за год, на соевом шроте и кофе – за 1.5 года, а у овса вообще рекордный максимум. Животноводство не отстаёт: говядина остаётся дорогой, а у свинины и молока новые исторические пики – в общем, рынок в этом году очнулся от спячки и, похоже, полетел вверх; тот факт, что уже и официальные представители ФРС США стали бить тревогу о "рыночных рисках", лишь подтверждает очевидное – Фед перестарался с денежной накачкой, породив пузырь. И он сулит мировой экономике свежие проблемы в виде инфляции издержек – а заодно вскоре может вызвать новый всплеск насилия в обществах небогатых стран.
         О поклонении невидимой руке рынка
Азия и Океания. Зажимательная политика Народного банка КНР начала приносить первые плоды на рынке недвижимости – по официальным данным, в январе цены на жильё в 70 городах страны наконец стали подавать признаки замедления: годовой рост составил 9.6% против 9.9% в декабре – это первое уменьшение с осени 2012 года; впрочем, сам по себе рост пока не думает стихать – в частности, в Пекине квартиры подорожали на 0.4% за месяц и 14.7% за год, а в Шанхае они вздулись на 0.5% и 17.5% (хотя и тут годовые прибавки меньше декабрьских – тогда было +16.0% и +18.2%). В Японии промышленное производство продолжает расти на фоне всплеска трат потребителей перед повышением налога с продаж – то же касается подскока розницы (правда, крупные сети слабы) и расходов домохозяйств (хотя и тут среднее потребление упало – как и средний доход: растут в основном коммунальные платежи). Цены в магазинах и корпоративных услуг вдруг замедлились – к негодованию власти; кстати, последняя нашла очередной стимул для экономики – отказавшись от обещаний закрыть АЭС и снова выказав намерение опереться на ядерную энергетику (очень непопулярная среди народонаселения идея после землетрясения 3-летней давности). Трудовая статистика, как везде, липовая – за последний год число безработных сократилось аж на 13%, однако занятых стало больше лишь на 0.5%: рабочую силу резко сократили. Деловая активность слегка замедлилась, а строительство ускорилось – там пузырь. Из чисел Австралии отметим замедление строительных работ и обвал инвестиций (в машины и оборудование -8.6% и -16.3%), а также рост ипотеки; расходы новозеландцев ускорились, но новостроек стало меньше; индустрия Кореи пала. ВВП Гонконга и Индии растут стабильно (около 3.0% и 4.5-5.0% в год соответственно), а выпуск в обрабатывающем секторе Сингапура затормозился до полугодового минимума.
Европа. ВВП Германии в октябре-декабре подтвердили как +0.4% в квартал и +1.4% в год – интересно, однако, что вклад чистого экспорта составил +1.1% в квартал: т.е. прочие компоненты дали -0.7%, несмотря на взлёт инвестиций – частные расходы просели, запасы тоже. Обратная картина в Швейцарии: потребление растёт, но импорт перебил экспорт – и ВВП слаб. В Британии экономика вспухла на 0.7% в квартал и 2.7% в год – но там всё более равномерно (лишь сельское хозяйство отстаёт), причём особенно сильны опять же инвестиции бизнеса (+2.4% в квартал и +8.5% в год). ВВП Испании пересмотрели на 0.1% вниз (до +0.2% в квартал и -0.2% в год) – в целом за год -1.2%. Экономика Дании внезапно упала на 0.5% в квартал, урезав годовой рост до 0.6% - частный спрос слаб. Промышленный выпуск Австрии сжался в декабре на 0.1% в месяц и 0.6% в год – а за 2013 год в целом вышел жалкий плюсик (+0.1%). Швейцарский опережающий индикатор института KoF достиг в феврале максимума за 2.5 года. У немцев всё очень красиво: строительные заказы в начале зимы выросли на 12.2% в год, деловой климат по версии IFO на пике с лета 2011-го (кстати, в еврозоне тоже), доверие потребителей крепнет – занятость растёт, ожидания по доходам лучшие за 13 лет; розничные продажи неожиданно подскочили на 2.5% в месяц и 0.9% в год.
Хороши англичане – рекордно высок оптимизм сферы услуг, розничная активность взлетела в небеса. Деловое доверие робко улучшается в Бельгии, а во Франции стагнирует; кредитование частного сектора еврозоны сжимается – кроме ипотеки. В январе скидки породили сезонный завал цен – но у еврозоны годовая прибавка инфляции чуть веселее первой оценки (+0.8%, а не +0.7%). После краткой паузы возобновилось расширение британской ипотеки – у неё пик с осени 2007 года: в денежном выражении годовой рост достиг 38%. Соответственно растут цены на жильё – в среднем они уже достигли 300 тыс. долларов, так что индекс недоступности (отношение цены к доходу) на многолетнем пике. Норвежцы, финны, итальянцы и французы мрачнеют; настроения англичан не меняются – зато веселеют венгры: их безработица пала на 5-летнее дно – однако в Италии и Франции она рекордная; в целом по еврозоне занятость стабильна – и обнадёживает её рост в Испании. Индикатор потребления UBS в Швейцарии в январе понизился (регистрация новых автомобилей слабейшая за 3.5 года); в Италии розница усилила спад (-1.7% в год); в Швеции ускорился рост в номинальном выражении, т.е. без учёта росшей инфляции; траты французов внезапно обвалились на 2.1% в месяц и 0.5% в год – в общем, частный спрос в Старом Свете по-прежнему слаб.
Америка. ВВП Бразилии в конце прошлого года выполз из минуса в плюс – но промышленность пока валится. ВВП США пересмотрен вниз с +0.8% до +0.6% в квартал из-за ухудшения всех основных компонентов; за вычетом статистических махинаций душевой показатель упал на 0.3% в квартал и 0.8% в год, а реальный душевой внутренний частный спрос без разных глупостей (приписной ренты, интеллектуальных продуктов и т.п.) – на 0.1% и 1.7%: оба показателя на 25-летних минимумах. Холодная зима продолжает подрывать показатели США – придётся ждать чисел весны, дабы понять, что там реально происходит. Заказы на товары длительного пользования пали, но без транспортных выросли – хотя те всё равно в 1.5 раза выше, чем год назад, так что им ещё падать; чистые капитальные заказы ниже прошлогодних. Индекс национальной активности ФРБ Чикаго в январе ушёл в минус – и декабрь пересмотрели вниз; региональные индикаторы производственной сферы от ФРБ Далласа, Канзас-Сити и Ричмонда припали на фоне спада новых заказов, прогнозов и (местами) занятости; PMI сферы услуг (Markit) в феврале сдулся с 56.7 до 52.7 пункта; зато подскочил PMI Чикаго – тут занятость взлетела (тем интереснее будет трудовой отчёт).
Декабрьские показатели цен на жильё остались мощными: у официоза +7.7% в год, а у S&P/Case-Shiller+13.4% (хотя это ниже ноябрьских +13.7%); за квартал рост к тому же периоду предыдущего года максимален с 1988-го – но если сделать поправку на инфляцию, то до пиков далеко даже при использовании чисел официоза, а реально всё ещё хуже (но падать есть куда! дно 1920/40-х в полтора раза ниже текущих уровней). Некоторое оживление кредитной сферы после падения ставок длинных кредитов закончилось быстро – и к 20-м числам февраля ипотека установила свежие минимумы с конца 2000 года: поглядим, поможет ли рынку потепление весной. Зато продажи новостроек в январе вдруг подскочили на 9.6% в месяц (но лишь на 2.2% в год) – отчасти помогло снижение цен, но в основном это очередная зимняя аберрация, которая проживёт недолго. А вторичный рынок совсем увял: незавершённые продажи жилья на нём в годовом минусе уже на 9.0% - и даже локального оживления не видать. Потребителям взгрустнулось – чему виной пессимистичные ожидания, хотя оценка текущего состояния на пике почти за 6 лет; исследование Мичиганского университета, впрочем, чуть оптимистичнее. Число получателей пособий по безработице на полугодовом пике. Несмотря на улучшение погоды и праздничные скидки под День президентов у недельных покупок в сетях ритейлеров унылый вид – в общем, и тут частный спрос слаб.
Россия. Инфляция продолжает ускоряться – в феврале она в среднем в 1.5 раза выше, чем в январе и чем в феврале прошлого года: это при том, что пока активнее других дорожают доморощенные овощи (в частности, капуста, лук и картошка – по каждой категории +20-30% в год), а импорт держится на ранее завезённых запасах – но когда те иссякнут, девальвация скажется и тем самым убьёт все свои фискальные плюсы, потому как бюджету придётся наращивать социальные выплаты сообразно росту цен. Согласно МЭР, в январе ВВП пал на сезонно-выровненные 0.5% к декабрю и вырос на 0.7% к январю 2013 года – по нашим оценкам, годовая динамика минусовая на 0.8-0.9%, так что расхождение в 1.5% и выше сохраняется. Промышленное производство МЭР оценивает мрачнее, чем Росстат: -1.8% в месяц вместо -1.0%; инвестиции в основной капитал упали на 4.1%, а розница – на 0.5%. При этом замминистра Андрей Клепач не ждёт слишком высокой инфляции – хотя признаёт, что основной ценовой эффект от девальвации возникает спустя полтора-два месяца после неё; саму же девальвацию чиновники (и МЭР, и Минфин, и центробанк) упорно не признают – мол, это он сам, рубль наш треклятый, завалился, не виноватые мы!
О том же вещал и "штатный Петросян" Банка России Ксения Юдаева – мол, всё в порядке, а страх людей из-за рубля иррационален и вызван некой "боязнью плавающего курса"; заодно чиновница сообщила, что хотя покуда в экономике всё не блестяще, но ситуация может и измениться, причём это также иррациональный процесс – "перелом может случиться неожиданно" (но может ведь и не случиться). Не совсем понятно, зачем вообще нести всю эту околесицу, если гораздо легче и ближе к воззрениям экономического начальства ввести как обязательное для всех пышное формальное поклонение великому языческому божеству по имени "Невидимая рука рынка"? – заодно бы и устроили коллективные жертвоприношения ему, как в Карфагене или митраистском Риме. А пока у нас один за другим встают автозаводы – динамика продаж машин мрачная: в целом -6% в год (за январь), а у АвтоВАЗа -21%. Но власти озабочены скорее сбережением казны – отныне не будет субсидий на газетную подписку, отчего её цена взлетит в разы: методичное раздавливание русской провинции продолжается. Беда добралась и до сливок общества – футболистам "Зенита" 2 месяца не платят зарплату: восплачем же и возрыдаем о страждущих тружениках мяча и бутсы!
Сергей Егишянц



Следует обратить внимание на принятые 25 февраля 2014 года Европейским парламентом новые правила, регулирующие порядок конфискации средств, нажитых незаконным путем. Новые правила облегчают национальным властям государств-членов ЕС замораживание счетов и конфискацию любых активов, приобретенных незаконным способом. Речь идет не просто о стремлении наказать конкретных преступников, а о необходимости еще и изъятия "грязных денег" из обращения. Принятый законопроект предполагает конфискации активов и средств даже в том случае, если подозреваемый или обвиняемый болен, находится в бегах или за пределами соответствующей страны Евросоюза. Речь идет, таким образом, о правомерности даже заочного разбирательства. Расширенная конфискация будет возможна после того, как суд, "на основании обстоятельств дела (...) признает то, что рассматриваемое имущество является производным от преступного поведения". Законопроект применим и в тех ситуациях, когда преступниками используются подставные третьи лица. В этом случае достаточно будет доказать, что означенные лица знали о цели передачи или приобретения, а сама передача осуществлялась бесплатно или в обмен на сумму значительно ниже рыночной стоимости. Особенно уязвимыми для политического шантажа теперь становятся российские государственные чиновники, имеющие собственность в Европе. Она может быть конфискована заочно.



We are all here on earth to help others; what on earth the others are here for I don’t know.
Уистен Хью Оден

***
Полная версия выпуска тут:




Комментариев нет:

Отправить комментарий