15 окт. 2009 г.

News for the Friends / 15.10.2009

В ФЗ о Правительстве в Статье 14 сказано буквально следующее:
Правительство Российской Федерации:
….обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;



Одним из показателей, характеризующих эффективность работы, являются корректировки таможенной стоимости товаров. Основные причины для корректировки таможенной стоимости товаров - непредставление декларантом дополнительных документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость; не включение транспортных расходов в структуру таможенной стоимости; технические ошибки; неправомерное использование метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Пресс-служба ФТС



А вот давайте таможенный кодекс опять перепишем:
Статья 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации
            Вместо:
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
            Напишем:
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Профилями Риска и Внутренними указаниями Федерального органа исполнительной власти в области таможенного дела, изданными в соответствии с Внутренними указаниями Правительства Российской Федерации.



Федеральная таможенная служба (ФТС), вопреки своим прежним пессимистичным прогнозам, все же выполнит план по сбору доходов в федеральный бюджет. Глава таможни Андрей Бельянинов объявил, что его ведомство по итогам 2009 года планирует перечислить в бюджет 3,47 трлн руб., исполнив тем годовое задание в полном объеме



…Хотя руководство ФТС в своих публичных выступлениях проводит мысль о том, что деятельность таможни состоит не столько в "стрижке нефтяных купонов", сколько в проведении большой работы по администрированию импорта, приведенный график этого не подтверждает. Как видно из него, кривые среднемесячной цены нефти Urals в последние два года и ежемесячные сборы ФТС движутся практически параллельно.



Вопрос финансирования концепции переноса таможенного оформления грузов к границам РФ на данный момент пока остается не ясным. Реализация концепции требует больших инвестиций. Так, создание необходимой инфраструктуры одного таможенного пункта обойдется приблизительно в 1 млрд рублей. Концепция предполагает государственно-частное партнерство — 40% инвестиций от государства, 60% — от бизнеса. Расчеты, обосновывающие ожидаемый экономический эффект от реализации концепции, также отсутствуют. Кроме того, крупные производственные компании выражают озабоченность возможным сокращением количества таможенных постов и их сотрудников. По их мнению, это может привести к увеличению соответствующих временных и материальных затрат. Пострадают и международные перевозчики, сужение сферы деятельности и доходности которых могут привести к принятию ответных мер по отношению к российским перевозчикам за рубежом.



Из Концепции: Для недопущения недобросовестной конкуренции, нарушений антимонопольного законодательства, возрастания издержек участников ВЭД, целесообразно предусмотреть возможность государственного регулирования тарифов за хранение товаров на ТЛТ в местах, приближенных к государственной границе РФ, а также стоимости брокерских услуг.



…они могут "тянуть" сколько угодно. Только все таможни в московском регионе УЖЕ уничтожаются!!! И стоимость растаможки "растет ступенчато": когда закрыли московские посты - подмосковники подняли расценки на 30-50%... При том, что крупнейшие импортеры лопаются один за другим после КТСов...



ЦТУ ФТС России информирует, что в случае несоблюдение перевозчиком срока доставки товаров, которое происходит из-за невозможности въезда транспортного средства в зону таможенного контроля Баковского таможенного поста, не образуется состава административного правонарушения по ст.16.10 КоАП РФ. Также в связи с большим количеством транспортных средств, ожидающих въезда в зону таможенного контроля СВХ ФГУП «Предприятие по поставкам продукции Управления делами Президента Российской Федерации», Зеленоградской таможней изданы распоряжения, предусматривающие возможность перемещения автотранспортных средств с товарами, находящимися под таможенным контролем, в регион деятельности других таможенных постов Зеленоградской таможни. При этом, по мотивированному обращению перевозчика в Зеленоградскую таможню срок доставки продлевается.



Федеральная таможенная служба России определила "Перечень товаров, категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, в отношении которых нецелесообразно применять требования об обязательном таможенном оформлении в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, а также таможенных режимов и таможенных процедур, при использовании которых не будут применяться указанные требования". Как сообщает пресс-служба ФТС, в перечень включены 18 категорий товаров, например: драгоценные металлы и драгоценные камни, делящиеся и радиоактивные материалы, фармацевтическая и лекарственная продукция, культурные ценности, энергоносители, экспресс-грузы и другие.



…А простые инспектора - это просто мясо... Точнее есть, конечно, "угодные" начальству, которых посадили, чтобы чморить УчВЭДов "до упора", а основной состав - его да, жалко! Откорректировал - после похода УчВЭДа в суд по ж...е получат юрист и инспектор. Не откорректировал - получишь по ж...е от начальства или от очередной проверочной комисси РТУ или ФТС. Если "взял", даже если поделился выше и т.п. - все равно... Первым сольют рядового инспектора... Начальство даже и не пикнет, когда у самих стул под ж...ой горит…



На МАПП Торфяновка в Выборгском районе в рамках международного таможенного сотрудничества прошла встреча руководства Выборгской таможни с представителями таможенной службы Вьетнама. Цель визита вьетнамской делегации — увидеть и понять, как работает многосторонний автомобильный пункт пропуска Северо-Запада России, как осуществляется таможенное оформление и контроль за перемещением товаров и транспортных средств, а также какие применяются современные таможенные технологии.



Светка и Выборгский пост продвигают сейчас тему предварительного информирования. Напоминает гербалайф со снятым актовым залом и магнитофоном с музычкой. На деле все выглядит так: Есть ОКТС Выборгской таможни, который тупо лезет на Яндекс или Рамблер... Находит данный товар, если найдет, Если находит, то тупо бубенит КТС на сумму увиденную в поисковике... Если не находит, то по самой верхней индикативке фигачит...



Создана рабочая группа, которая будет координировать работу таможен, и одной из главных ее задач является совершенствование процедуры таможенного оформления с тем, чтобы сделать импорт из Китая в Россию прозрачным, чтобы не было "серого" импорта и "серой" растаможки. И тогда не будет проблем у китайских предпринимателей, с которыми они столкнулись на Черкизовском рынке, когда товар был неправильно оформлен, и нельзя было установить его принадлежность.
Вице-премьер Александр Жуков



Н-да, процесс шел все путинское правление. И вот теперь - официальная констатация, по сути.
А дураки до сих боятся, что "Китай нас завоюет". А зачем завоевывать, если можно дешево (!!! - так!) купить?
Статья абсолютно обязательна к прочтению = http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/10/12/216003



ФСТ приняло решение утвердить предельно максимальный уровень ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации на экономически обоснованном уровне с учетом проведенной оценки влияния предлагаемых изменений ставок лоцманского и иных портовых сборов в морских портах Российской Федерации, установленных приказом ФСТ России от 20.12.2007 № 522-т/1, на изменение стоимости судозахода в морские порты Российской Федерации. Внесение изменений в приказ ФСТ России от 20.12.2007 № 522-т/1 позволит оптимизировать структуру портовых сборов, с целью достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающих доступность реализуемых ими услуг, в том числе в сфере лоцманской проводки судов, говорится в пресс-релизе.



Министерство транспорта и связи Украины ввело скидки на перевалку транзитных грузов в ряде морских торговых портов (МТП) Украины до 1 апреля 2010 г.
Согласно приказу Минтранссвязи №958 от 15 сентября, предоставляется скидка в размере 30% на перегрузку зерна и семян навалом, чугуна в чушках, черных металлов в Ильичевском МТП, а также на перевалку серы на уровне 40%. Минтранссвязи также установило 18% скидку на перегрузку зерна по варианту "борт-борт". Приказ предусматривает такие скидки в Ренийском МТП: на перевалку зерна - 20,69%, товарно-штучных грузов в пакетах - 24,65%. Кроме того, для зерна и химической продукции, следующих через судоходный канал "Дунай-Черное море" предлагается установить скидку в размере 50%. Ведомство также вводит 50% скидку на перевалку зерна в Усть-Дунайском МТП. В Бердянском МТП вводится скидка на 30% на перегрузку зерна в биг-бегах.



Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця») ввела 20-процентную скидку на перевозки контрейлеров поездом комбинированного транспорта «Ярослав» (Украина-Польша). Скидка декларирована на маршруте следования Луганск - Киев - Славкув (Польша) – Киев - Луганск. Согласно решению «Укрзализныци», скидка в размере 20% предоставляется на перевозку груженных и порожних контрейлеров, а также пассажирского вагона в составе поезда. Целью декларировано привлечение грузов в экспортно-импортном сообщении. Действие скидки пролонгировано до 30 июня 2010 г.



Группа «Новороссийский морской торговый порт»: По итогам 9 месяцев 2009 года объем перевалки контейнеров составил 172,3 тыс. TEU - таким образом, снижение объемов относительно аналогичного периода прошлого года пока сохраняется на уровне 38,7%.



Оборот контейнерного импорта в Европу упал в августе в сравнении с августом 2008г на 13%. Импорт на линии Азия-Европа упал на 11% до 1,1 млн. teu. Из них 72% из Китая. В августе спад оборота на Северную Европу составил 10,4%, а спад на Средиземноморье и Черное море по прежнему высокий - в августе 18,7%. Трансатлантические трейды по прежнему и помесячно и накопленым итогом демонстрируют двузначные цифры спада.



Согласно данным Минтранссвязи Украины, перевалка контейнеров через морские торговые порты за 8 месяцев года составила 316,136 тыс. TEU, что на 62% ниже сопоставимого периода предыдущего года.



Грузооборт стивидоров Большого порта Санкт-Петерубрг упал за 9 месяцев на 19,88% до 37,042 млн.т. Оборот контейнеров в тоннах упал на 28,44% до 10,36 млн.т., но в единицах оборот пока в минусе на 37% - до 938 366 TEU. Спад в тоннах за месяц - 16,17% до 1,3225 млн.т., спад в единицах - 31,98% до 120 138 TEU.



Оборот контейнеров по системе РЖД упал за 9 месяцев на 22,7%. Оборот за 9 месяцев составил 1,724 млн. TEU всех типов.



По итогам 9 месяцев т.г. контейнерооборот порта Сингапур снизился на 17,5% и составил 18 941,6 тыс. TEU. В сентябре т.г. через причалы порта прошло 2 145,4 тыс. TEU – меньше, чем годом ранее, на 16,1%. Оборот порта снизился и по сравнению с показателем августа – на 5,8%.



Китайцы порадовал резким сокращением темпа годового снижения экспорта в Сентябре - правда, это вызвано эффектом базы (в прошлогоднем сентябре внешняя торговля агрессивно просела). Китай сократил в сентябре экспорт на 15,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что является самым низким снижением этого показателя за последние девять месяце. В августе падение экспорта превышало 23%.



Mitsui OSK Lines (MOL) вводит сезонную надбавку 100 долларов/TEU на все грузы направлением из Европы в Азию с 1 ноября по 31 декабря.



Морская Администрация порта Пусан решила пойти навстречу своим постоянным клиентам в трудные времена. Принято решение об отсрочке уплаты портовых сборов в период с 1 нобяря 2009 по 31 октября 2010, линии могут платить причальные, якорные и за вход с задержкой. Если и 2010 год окажется трудным, возможно продление акции.



Индекс стоимости фрахта Baltic Dry, отслеживающий цены на морские перевозки насыпных и навалочных грузов по всему миру, продолжил рост 12 октября, достигнув 2696 пунктов. Таким образом, Baltic Dry увеличивался девятые торги подряд.



Динамика Балтийского фрахтового индекса (БФИ, являющийся барометром цен на перевозку таких грузов как железная руда, уголь, зерно и удобрения) в сентябре 2009 г. для «панамаксов» носила неоднозначный характер: в первой половине месяца индекс рос, а затем постепенно начал терять свои позиции. В итоге БФИ для «панамаксов» остался практически на том же уровне, что и в начале месяца. Для «суперхендимаксов» динамика БФИ носила аналогичный характер с той разницей, что повышательный тренд продолжался гораздо дольше, а его снижение носило весьма умеренный характер. Благодаря этому в конце месяца индекс был на 13,5% больше, чем в начале сентября. Самым стабильным оказался БФИ для «хендисайзов», который в течение месяца вырос на 131 пункт или 15,5%.



На начало сентября 2009 г. мировой портфель заказов на транспортный флот состоял из 8271 судна общим дедвейтом 527,38 млн. т. Как и прежде, основную долю в этом объеме новостроя занимает балкерный тоннаж (55,7% по дедвейту).



Стоимость фрахта судов класса panamax поднялась на 1,5% — до $22,038 тыс. в сутки. Цена на более крупные суда класса capesize, которые обычно используют для транспортировки железной руды и угля, уменьшилась на 0,9% — до $40,352 тыс. в сутки.


______________________________________________________________________________

FRIENDS LOGISTICS OY
ЦЕНЫ НА НАШИ УСЛУГИ С 15-ГО ОКТЯБРЯ ПО 31-Е ОКТЯБРЯ
Гарантия места на корабле за 10 дней с момента Shipping Order
______________________________________________________________________________
Подписка на рассылку о логистике News for the Friends = бесплатно
Реклама в выпусках News for the Friends (около 3000 подписчиков-логистов) = 100 EUR
Рекламируемая компания не может быть нашим прямым конкурентом.

Морской Фрахт      20'               40'                40'HC'
Hongkong                 1625               2810               2910
Ningbo                       1625               2810               2910
Shanghai                  1625               2810               2910
Yantian                      1625               2810               2910
Xiamen                      1650               2875               2975
Qingdao                    1675               2875               2975
Xingang                     1675               2925               3025
Huangpu                   1700               2975               3075
Kaohsiung                1725               3000               3100
Keelung                     1775               3100               3200
Taichung                   1775               3110               3210
Dalian                        1950               3125               3225
Chongqing                2025               3425               3525
ALL-IN TO KOTKA - CY/CY – USD – ВСЁ ВКЛЮЧЕНО ДО КОТКИ
(Включая все надбавки = BAF, CAF, ISPS, Piracy, Suez, PSS, EMS, EBS)
21 дней бесплатно на использование контейнера
7 дней на хранение в порту
Транзитное время = 29-34 дней
Есть в наличие 45НС контейнеры
Линии: Маерск, К-Лайн, СМА

Форвардинг:
Портовые сборы в Котке (Harbour + ISPS + DTHC + Release) = 250 EUR
Документация = 80 EUR
Веб транзит (e-TIR) = до 3 кодов бесплатно, потом 5 EUR за код
Работаем 24 часа в сутки без выходных

Тракинг:
Площадка Котка - Москва = 1500 USD до 20 тонн
Площадка Котка - Питер = 1000 USD до 20 тонн
2 дня бесплатно на разгрузке
+ 100 USD за каждую тонну свыше 20
+ 200 EUR финразрешение (свыше 23 тонн)
В наличии машины с готовыми разрешениями
Тенты, сцепки, термосы, рефрижераторы, негабаритные перевозки FIN-RUS = по запросу
Поддержка на границе возможна

Склад в Котке:
Перевозка порт - склад = 120 EUR / контейнер
Регистрация на складе = 30 EUR / поставка
Прямой перегруз = 6.50 EUR / m3
Перегруз через склад = 7.00 EUR / m3
Кратковременное хранение = 0.20 EUR / m3 / день, первые 7 дней бесплатно
Долговременное хранение = 6 EUR / m2 / месяц

______________________________________________________________________________
Alexey Emelichev
Friends Logistics Oy
Metsastajankatu 5, FIN-48130 Kotka, Finland
Tel: +358 468 112020
Fax: +358 5 216777
Mail: alexey @ emelichev . fi
Gmail: friends . logistics @ gmail . com
Skype phone: emelichev
Skype mobile: emelicheva
- Морские перевозки до Котки
- Форвардинг, Экспедиция, Сюрвей, Складская обработка в Котке
- Тракинг до Москвы
- Рассылка News for the Friends
_______________________________________________________________________________



Продажи бытовой техники и электроники продолжают падать, несмотря на заявления чиновников об оживлении экономики и стимулирование роста потребительских расходов. Розничные сети ждут, что к концу 2009 года рынок сожмется еще на 30%. Отчет «Эльдорадо» за первое полугодие 2009 года показывает падение общего объема продаж российских магазинов ритейлера на 29,4% по сравнению с тем же периодом 2008 года.



Падение промпроизводства в РФ в сентябре текущего года ускорилось, за январь - сентябрь оно составило, по предварительным данным, 16,5% против 12,5% за восемь месяцев 2009 года. Об этом сообщил глава Минпромторга Виктор Христенко



Дальневосточный холдинг ОАО «Дальзавод», находящийся в стадии банкротства, уволит 100% персонала в период с 1 по 31 декабря 2009 года. Без работы останутся 1 тыс. 165 сотрудников завода.



Премьер-министр Владимир Путин продлил действие повышенных пошлин на иномарки еще на девять месяцев. Продление действия пошлин на девять месяцев он объясняет тем, что это антикризисная мера: «Поскольку кризис не кончился, отменять их рано, но вводить на постоянной основе тоже не стоит — нужно будет посмотреть, как будет чувствовать себя рынок через девять месяцев».
На новые машины ставки пошлин в январе выросли с 25% до 30%, но не меньше 1,2–2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя. На машины от трех до пяти лет – с 25% до 35%, но не меньше 1,2–2,8 евро, старше пяти лет – 2,5–5,8 евро.



2010 году власти Санкт-Петербурга намерены повысить ставку транспортного налога. Ставку налога для владельцев машин с мощностью двигателя более 250 л.с. предполагается удвоить, доведя ее до 300 руб./л.с.



Вводится запрет на ввоз а/м евро-3 с 01.01.10. Что ждет перевозчиков, которые ввезли а/м (Евро 3) по пр.№147 и не успели к этому времени перевести технику во внутренний режим? Ведь после 01.01.10, все у кого а/м евро 3 уже не смогут перевести их в собственность.



Опубликован Приказ Федеральной таможенной службы от 15 сентября 2009 г. N 1691 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом". Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 октября 2009 г.. Регистрационный N 14992. Считать настоящий приказ вступившим в силу с 1 марта 2010 года.
И такое ощущение, что все мы будем скоро в портах лишь контейнеры оформлять......



Если товар перевозится транспортом покупателя или поставщика, а передача товара оформляется товарной накладной по форме № ТОРГ-12, то оформлять товарно-транспортные накладные для подтверждения расходов не нужно. Такое мнение высказал ФАС Московского округа (постановление от 17.08.09 № КА-А40/7659-09). Обязанность по оформлению ТТН возникает только в случае осуществления перевозки товаров силами автотранспортной организации по договору перевозки груза. Такое правило утверждено постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78.



Электронное декларирование: Полагаю, что таможенной системе оно нужно по следующим причинам:
1. Показать продвинутость.
2. Показать заботу об декларантах.
3. Экономить помещения, отведённые под архивы (а эти помещения трещат по швам).
4. Получить возможность быстренько возбуждаться с любого уровня, коему доступна электронно выполненная ГТД для контроля.
Продвинутость показная - Пусть бы таможни внутри себя сначала наладили электронный обмен документами между ОТОиТК и начальниками постов, между ОТОиТК и функциональными отделами. Это куда проще. Забота о декларантах показная - Пусть бы таможенная система сначала дала возможность декларантам электронно обращаться за всевозможнейшими разрешениями к начальникам таможенных органов и их заместителям. Это куда проще и ценнее.
А перспективы у этого дела великолепные. Если раньше это дело лобировали только разработчики программного средства, то теперь унюхали ещё и провайдеры интернета. Значит будет очень мощное силовое давление в направлении электронного декларирования.



Финляндия. Министерство транспорта и связи обещает, что все граждане Финляндии к будущему лету будут иметь возможность подключиться к Интернету через подключение в 1 мегабайт. Таким образом, финны получат возможность пользоваться быстрой широкополосной связью на полгода раньше, чем планировалось ранее. Министерство определит к концу года фирмы, которые будут предоставлять услуги по быстрому Интернету. В соответствии с решением правительства, к 2015 году все финны должны иметь возможность пользоваться интернет-подключением в 100 мегабайт. Финляндия – первая страна в мире, где законом гарантирован доступ граждан к быстрому интернету.
З.Ы. Эта рассылка отправляется к Вам через наше офисное интернет соединение в 125 мегабайт.



При проверке микроавтобуса Volkswagen на инспекционно-досмотровом комплексе сотрудниками МАПП «Торфяновка» был обнаружен скрытый груз.В машине без декларирования перевозилась дорогостоящая электроника. Вес контрабанды составил порядка 60 килограммов. За рулем иномарки находился гражданин РФ, постоянно проживающий на территории сопредельного государства. В настоящий момент эксперты устанавливают точную стоимость обнаруженных товаров, техника помещена на склад временного хранения. Кроме этого решается вопрос о возбуждении уголовного дела, а также дела об административном правонарушении по признакам части 2 статьи 16.1 КоАП РФ.



К годовщине мирового кризиса
Мировой кризис развивается больше двух лет - но весной-летом текущего года многие эксперты стали говорить о «стабилизации», «зелёных ростках», а теперь даже о «начале выхода из рецессии». Попробуем разобраться, что происходит - но для этого придётся сначала осознать фундаментальные причины возникновения кризиса, ведь без их устранения о подлинном «выходе из рецессии» не может быть и речи.
            Истоки кризиса
Как известно, 80 лет назад случился грандиозный крах ведущих экономик мира, названный Великой Депрессией. Одним из последствий было создание ряда теорий вмешательства государства в экономику ради предотвращения подобных будущих катаклизмов. Причиной тут стало осознание того, что рыночная экономика, предоставленная самой себе, монополизируется и разбалансируется - что и порождает кризисы; этот факт вовсе не удивителен, ибо прямо вытекает из математических моделей - но с идейной точки зрения вывод тогда казался сенсационным. Учёные детализировали основы экономической политики государства - квинтэссенцией можно считать сформулированное во второй половине 1960-х годов американским нобелевским лауреатом Эдмундом Фелпсом так называемое «золотое правило» экономического роста. Оно утверждает, что для максимизации совокупного потребления (в долгосрочном плане) следует поддерживать норму чистых инвестиций (приращение основного капитала, делённое на размер этого капитала) равной норме отдачи на капитал (отношение прибыли к капиталу). Логика проста: если инвестиций делается больше означенного уровня, то это наращивает производственные мощности выше возможностей спроса - что в итоге приводит к (дефляционному) кризису перепроизводства; в противном случае, напротив, производственные мощности недостаточны для удовлетворения имеющегося спроса - что порождает упорную инфляцию и, как следствие, ряд негативных процессов (взлёт процентных ставок, кредитный коллапс и т.д.), всё равно приводящих к спаду экономики.
Выходит, существует некая (меняющаяся) оптимальная траектория развития экономики - говоря математическим языком, «магистраль», которой следует придерживаться, не допуская ни перегрева экономики, ни проедания накопленного капитала. Для этого нужно проводить контртрендовую политику - т.е. действовать в противофазе состоянию экономического цикла: когда идёт рост и бизнес активно инвестирует, следует поднимать налоги и делать кредит дороже, дабы уменьшить норму капиталовложений и тем не допустить инвестиционного перегрева экономики - а когда наблюдается циклический спад, разумно, напротив, смягчать фискальную и денежную политику для стимулирования просевшего спроса и, следовательно, повышения упавшей нормы отдачи на капитал. Иначе говоря, что бы ни происходило, надо возвращать экономику к оставленной было ею «магистрали» - ибо в долгосрочном плане это принесёт наилучшие плоды. Обычно такую тактику называют «кейнсианской» (не вполне верно) - но характерно, что сам Кейнс писал прежде всего о мерах стимулирования спроса в фазе низкой экономической активности, а не о противоположной ситуации. Что логично - в 1930-е годы актуальной была проблема выхода из Великой Депрессии; психологически понятно и то, что у людей, переживших все её ужасы, просто рука не поднималась сдерживать рост экономики, когда это было нужно.
В результате во второй половине 1960-х годов уровень загрузки производственных мощностей уверенно держался выше 90%, а безработица - ниже 4%: это всегда чревато инфляционным всплеском - он и случился в конце 1960-х из-за добавочного спроса, порождённого вьетнамской войной. Последующие неадекватные действия властей вкупе с нефтяным шоком начала 1970-х усугубили проблемы - и все 1970-е годы, а заодно и начало 1980-х, прошли под знаком стагфляции (высокой инфляции и стагнации в экономике) и беспорядочных метаний администрации США. Неолибералы, вызвавшие Великую Депрессию и после неё долго сидевшие тихо, проснулись и призвали освободить своё языческое божество «невидимая рука рынка» из заключения у вредных бюрократов - и Штаты выбрали «рейганомику», т.е. «либерализацию» и «дерегулирование» всего и вся. Как и следовало ожидать, это породило резкое расслоение по доходам и богатству - даже Бюро переписи населения США в ежегодных официальных обзорах распределения частного дохода повторяет, что после 1975 года заметный рост претерпели реальные доходы лишь 20% самых богатых американцев, тогда как у остальных они по сути остались на месте. Измеряющий уровень неравенства в обществе коэффициент Джини вырос с 0.39 (это близко к нынешним уровням Канады, Австралии, Японии, Франции и Швеции) до 0.47. Заодно произошла «революция топ-менеджеров», когда обычной практикой стало получение высшими управленцами крупных корпораций дохода, превышающего выплаты остальному многотысячному персоналу, вместе взятому - а ведь чем богаче человек, тем меньшую часть дохода он тратит на потребление и больше накапливает (для экономики вложения в акции, облигации и банковские депозиты суть сбережения); поэтому при том же среднем частном доходе чем выше расслоение, тем ниже суммарный спрос. Глобализация ухудшила дело, развязав руки «эффективным менеджерам» в «снижении издержек» путём урезания выплат персоналу - в итоге вышел сильно угнетённый спрос: реальные доходы стояли на месте или даже падали - да ещё и расслоение росло.
Власти нашли прагматичный ответ на возникшую проблему - когда дохода не хватает, а упавший спрос грозит депрессией, надо побудить публику жить в кредит. Начался кутёж взаймы, длившийся 25 лет: если до «рейганомики» норма сбережений американцев в основном равнялась 8-10% (т.е. люди в среднем тратили на 8-10% меньше, чем зарабатывали), то с середины 1980-х она пошла вниз - и к началу XXI века добралась до нуля: т.е. на каждый доллар новых сбережений в среднем брался доллар нового кредита. В итоге соотношение долгов домохозяйств и их реальных располагаемых доходов выросло с 40-70% в 1950/1980-х до 130% в 2007/08 годах. В обычных условиях всё более весомая часть дохода заёмщиков уходила бы на обслуживание долга - чтобы этого не произошло, Федеральная резервная система США (ФРС - тамошний центральный банк) в течение почти 20 лет управления ею Аланом Гринспеном проводила политику «загзагообразного» снижения базовой процентной ставки: она агрессивно уменьшалась, затем для борьбы с возникшей инфляционной волной её опять поднимали, но до более низких вершин, чем прежде - затем этот цикл повторялся ещё несколько раз. Беда финансовых эквилибристов в том, что сложно понизить ставку ниже нуля (к нему уже пришли, кстати) - и в том, что подобная политика резко разбалансирует финансовую систему, которая с некоторого момента просто перестаёт реагировать на манипуляции властей и не желает снижать ставки по долгосрочным кредитам: при такой обременённости домохозяйств долгом риск невозврата длинного займа стал критическим. Так ресурс описанного процесса оказался исчерпанным - и началась расплата.
            Течение кризиса
Первой стадией расплаты была инфляция. Процентные ставки не предназначены для регулирования всей экономики - для этого есть другие инструменты, выбитых неолиберальной демагогией о невмешательстве государства; а использование одних процентов подобно ковровой бомбардировке - во что попадёшь, заранее неизвестно. Но снижавшиеся ставки ФРС влияли прежде всего на рынок займов - кредит дешевел, и спрос на него рос - в итоге широкая денежная масса разбухала всё активнее: начиная с 1994 года, агрегат М3 полетел вверх - и в 2005-2008 годах отношение М3 к «настоящим деньгам» (агрегат М1) росло вертикально. До последнего времени изрядная доля «кредитных денег» шла на фондовый рынок - но его сильного падение в 2000-2002 годах охладило страсть публики к простым спекуляциям. И тут до неё «дошло» - уж как пытались скрыть инфляционную сущность своей политики штатовские власти: и индексы цен испоганили «гедонистическими» поправками, которые занижали динамику; и усредняли цены разных групп геометрически, а не арифметически (так меньше выходит в итоге); и махинации с товарными корзинами перешли все границы (из похожих потребительских товаров брался тот, что дорожал медленнее); и другие уловки придумывали - но реальность всё же выплыла наружу. Ускорило процесс и «бегство от доллара» - в нём торгует большинство бирж, поэтому неамериканцы стремились защититься не только от инфляции, но и от падения курса штатовской валюты против своих денег: это лишь усилило рост цен базовых товаров на рынках - и, как следствие, инфляцию.
Финансовую систему ввели в заблуждение искусственно низкие ставки. «Дерегулирование» породило «спекулятизацию» - причём не только рынка облигаций и процентных ставок, но также акций, валют, товаров и наконец недвижимости: раздувшийся на последнем пузырь лопнул - и многие заёмщики уже не могут платить по кредитам. Вырос и удельный вес финансового сектора - если обычно в общей массе корпоративной прибыли он составлял лишь 20-30%, то сейчас перевалил за 50%: поэтому все его проблемы тут же транслируются на всю экономику - в свою очередь, негативный ответ сектора домохозяйств тут же возвращается обратно финансовым компаниям, усугубляя их положение. Банки уже показали убытков на 1.2 трлн. долларов - и это далеко не всё. У них полно «плохих» активов - во время бурного спроса на ипотеку они занялись «секьюритизацией»: кредиты разных сроков «упаковывались» в пакеты, под которые выпускались CDO (collateralized debt obligations, т.е. облигации долга с покрытием) - от которых теперь все шарахаются, потому что там намешаны разные кредиты и бумаги стали опасными. Разросся до десятков триллионов долларов рынок CDS (credit default swaps - «свопы кредитного дефолта»), с помощью которых банки страховали риски невозврата кредитов - и рынок этот сейчас почти умер. Банки насоздавали карманных фирмочек SIV (structured investment vehicles - структурные инвестиционные компании), которые паразитировали на родных банках - с началом кризиса они рухнули, а власти ещё и потребовали включить их в балансы банков, что заставило последние пополнять собственный капитал. Кредитный рынок разделился на два сегмента: надёжным заёмщикам дают охотно и под хороший процент - зато сомнительным не дают ни по какой цене (ну или цена эта стала огромной). Утрачена управляемость - проценты по длинным кредитам уже не следуют за ставкой ФРС. Из-за этого центробанки подменяют кредитный рынок, раздавая займы системообразующим банкам.
Главное же - разрушилась система кредитного стимулирования спроса: долг снова стал дорогим - и пошло-поехало. Инфляционный разнос резко сменило дефляционное сжатие - для иллюстрации достаточно сказать, что ещё в июле 2008 года отпускные цены производителей США показывали годовую прибавку на 17.4% (это по официальным данным - за вычетом «гедонистических индексов» реально цены взлетали на 19.0%), но за следующий год они упали на 16.0%, чего не было ни разу с Великой Депрессии (и даже тогда столь экстремальная величина держалась недолго, а рекорд мая 1931 года составил 17.6% годового снижения); отношение М3 к М1 пошло вниз. Причина разворота - спросовые ограничения: люди не готовы тратиться безоглядно, как прежде - к тому же приходится расходовать немалую часть дохода на оплату старых займов, которые теперь перекредитовать не удаётся. Это сократило частный спрос - в ответ производители снизили предложение; заодно фирмы стали активно увольнять сотрудников и урезать зарплаты оставшимся, упали и прибыли - всё это пуще прежнего сократило частный доход и, значит, спрос; следовательно, нас ждут всё новые и новые волны спада - вернее, новые витки «спирали сжатия», аналогичной Великой Депрессии. Масштаб грядущего процесса огромен - лишь неизбежный возврат к обычной модели расходов и сбережений даже при неизменных доходах сжал бы мировой спрос на 1.5 трлн. долларов; а ведь, как мы видели, доход ещё и активно падает по ходу дела. Наконец, работает мультипликатор спроса: на кредитные «доходы» американцы покупали китайские товары, полученные деньги китайцы платили японцам за их оборудование, те на выручку приобретали европейские товары и т.д. по цепочке - так что спад конечного спроса породит многократно большее снижение совокупного спроса в мире, а значит, и суммарного производства. По нашим оценкам, «излишек» мировой экономики исчисляется суммой в 10-20 трлн. долларов - т.е. от одной шестой до трети глобального ВВП. И это только точка равновесия - обычно «спираль сжатия» пролетает её вниз, часто существенно: мы не удивимся, увидев на финише спада мировой ВВП, сократившийся в 1.5, а то и 2 раза.
Возникает резонный вопрос - что тогда означает эйфория о «зелёных ростках», «стабилизации» и «начале выхода из рецессии»? А ничего - просто в испуге от кризиса власти разных стран стали стимулировать спрос и продажи в ряде сфер (жилищная, автомобильная и т.д.), где падение было особенно сильным: покупатель при виде халявы с удовольствием потратился - но программы заканчиваются, после чего уровень продаж может просесть даже ниже исходного. Почему? - ну хотя бы потому, что покупки были не бесплатными: какие-то деньги тратить всё же приходилось, особенно если потребители брали кредит - и, как показал опрос сразу после финиша американского плана «деньги за драндулеты», каждый шестой купивший пожалел, что поддался ажиотажу. Другой резон - исчерпан «отложенный спрос»: люди ужались и не делали покупок - после льгот и помощи властей они всё же купили, но теперь-то им снова покупать этот же товар не нужно, и скорее всего надолго; выходит, желающих купить стало меньше, чем было до начала госпрограмм стимулирования. Тут ничего не поделать - экономический спад заставляет людей покупать лишь нужные вещи; тогда как производственные мощности созданы в расчёте на прежнее гиперпотребление - когда люди тратятся на ненужное или меняют товары длительного пользования слишком часто. Итак, значительная часть мощностей лишняя - этого никакими госпрограммами не изменить.
Далее, процесс спиралевидного сжатия несимметричен по разным параметрам: например, производители, столкнувшись с падением спроса, реагируют не сразу - ибо колебания спроса всегда есть, так что сначала непонятно, это локальное возмущение или начало долгого процесса. Какое-то время фирмы производят столько же, сколько и раньше - и занятость не сокращают: из-за этого они влетают в убытки и получают затоваривание складов готовой продукции. Разобравшись, что к чему, производители вынуждены урезать выпуск даже сильнее, чем упал спрос (иногда вообще останавливаться) - просто чтоб распродать накопленные запасы; в этот момент на графиках производства рисуется вертикальный обвал - но как только запасы удаётся сократить до низкого уровня, производство перестаёт сокращаться, а затем и слегка возрастает, уравниваясь со спросом; в нынешнем году на этот естественный процесс наложился ещё и вышеописанный эффект от госпрограмм стимулирования. Этот «складской отскок» (кстати, масштаб его весьма невелик сравнительно с прошлым падением) создаёт иллюзию разворота тенденции - мол, рецессия закончилась, начинаем выход из неё. Реально фоновый процесс сжатия спроса никуда не делся - и следующий виток спирали неизбежен: означенными мерами его можно оттянуть - но не предотвратить. Чтобы радикально изменить ситуацию, государство должно компенсировать вливаниями весь масштаб сокращения частного спроса - что нереально, ибо с падением экономики доходы казны валятся, а дефицитное финансирование в масштабах многих триллионов долларов в год нарастило бы госдолг до величин, грозящих глобальным дефолтом. Поэтому сжатие будет продолжаться, пока весь «воздух» из экономики не выйдет - разница с Великой Депрессией лишь в том, что из-за государственных программ стимулирования спроса и спасения ведущих банков процесс сильно растянется во времени, что уже и происходит: если в 1929 году первый этап падения (от появления кредитных затыков до краха Уолл-Стрит) занял лишь пару месяцев, то сейчас он растянулся на полтора года - думается, и последующие этапы вместо тогдашних 2-3 лет в этот раз финишируют лишь лет через 5-6.
            Кризис в России
Для России мировой кризис развивался по-разному. В инфляционной его фазе, завершившейся ровно год назад, основное бремя несли страны-потребители - но последовавший за ней дефляционный коллапс радикально развернул ситуацию: радовавшиеся дотоле страны-производители (восточные азиаты, нефтяные шейхи, Россия в этой же группе) просели резко и глубоко. ВВП России снизился за последние 12 месяцев на 10% с лишним, промышленное производство валилось ещё активнее (причём ключевой сектор машин и оборудования рухнул втрое), рынок длинных кредитов встал, строительство впало в ступор, инвестиции рухнули, даже сельское хозяйство этим летом ушло в минус, безработица подскочила, реальные доходы упали, а спрос (больше не подпитываемый кредитами в прежнем объёме) просел ещё сильнее - и только тарифы ЖКХ, несмотря ни на что, продолжают расти, рисуя фантасмагорическую картину: в условиях мощного дефляционного сжатия они породили инфляцию издержек - т.е. возникла ситуация, когда затраты (домохозяйств и предприятий) растут, а доходы падают (у людей из-за проседания занятости и зарплат, а у фирм по причине обвала спроса на их продукцию), лишь усиливая болевой шок. Ответ властей достоин Кафки и Оруэлла: Банк России сошёл с ума, «борясь с инфляцией» путём сжатия денежной массы; Минфин, столкнувшись в обрушением налоговых поступлений на 40% в год, недрогнувшей рукой тратит резервные фонды, хладнокровно подсчитывая, когда они закончатся; регионы стонут от недофинансирования, а транспортная и коммунальная инфраструктура - от остановки ассигнований; власти душат малый и средний бизнес в попытке выколотить хоть какие-то деньги - налоговики хотят даже обложить найденные палеонтологами кости мамонтов налогом на добычу полезных ископаемых! «Складской отскок» в России слаб, чем на Западе - но начальство уже заговорило о конце кризиса. Политика власти проста: закрыть глаза, чтоб снова открыть их, лишь когда всё само рассосётся - детский сад, в общем.
Чем грозит России развитие процессов в мире даже без учёта внутренних проблем (которых за годы «поднятия с колен» накопились вагон и маленькая тележка), можно понять из простого расчёта. По данным из США, летняя программа обмена старых прожорливых машин на новые экономичные автомобили привела к тому, что в среднем расход топлива у свежих авто оказался в 1.6 ниже, чем у старых. Подобные программы наверняка будут запускаться и впредь - иначе автопром не спасти, а это чувствительный сегмент экономики и рынка труда; учитывая, сколь неэкономичны старые штатовские машины, думается, за несколько лет среднее потребление топлива машиной сократиться как минимум в 1.4-1.5 раза. Это если пробег автомобилей не снизится - а он уже упал на 4-7% за год, и этот процесс будет развиваться с ускорением. Итого потребление моторного топлива легко может ужаться раза в 2 - прочие сферы использования нефти (нефтехимия, топливо и т.д.) тоже заметно просядут. Схожие процессы (возможно, в меньших масштабах) будут идти и в других странах, что может урезать потребление нефти в мире раза в полтора. Учтём, что сокращение спроса на 3-4% уже вызвало жуткий обвал цены - думается, в перспективе нефть подешевеет ниже 20 долларов за баррель, а затем надолго стабилизируется между 20 и 40. Аналогичны перспективы газа - а планы Катара нарастить продажи сжиженного газа в Европе грозят обнулить и без того в разы просевшую долю Газпрома в регионе. Китай и прочие экспортно-ориентированные экономики Азии обвалятся основательно - уничтожив надежды на замещение недостающего спроса азиатским. И что тогда будет с российской экономикой и бюджетом? Вопрос, увы, риторический - мы даже не уверены, что и при этом российские власти наконец образумятся и вместо идиотской борьбы с инфляцией и нелепых мечтаний стать «финансовым центром» начнут печатать деньги, стимулировать спрос, наращивать общественные работы и финансировать масштабные инфраструктурные инвестиции.
Учтём ещё, что если ВВП России с пика сократится вдвое по ходу кризиса (отнюдь не экстремальный прогноз!), то он составит 7-8 тыс. долларов (по паритету покупательной способности, ныне чуть превышающему 20 рублей) на душу населения - меж тем, душевые затраты на самое необходимое (еда, кров, тепло и т.д.) составляют около 4 тыс. долларов, которых у многих не будет: выходит, половину ВВП придётся перераспределять лишь для минимального обеспечения народонаселения: российская политическая система не приспособлена к такой задаче - выстроенная здесь классическая «феодальная лестница» (у сеньоров и вассалов непересекающиеся ареалы кормления) мобилизуется только при угрозе системе в целом, но не для решения текущих задач. У Запада такой проблемы нет - там пик ВВП достигал 30-50 тыс. долларов на душу населения, поэтому и при двукратном обвале объём необходимого перераспределения составит в среднем процентов 10-15, что вполне реально без всяких крупных перестроек. А нас, похоже, ждёт жёсткая централизация, годы лихорадочных метаний, борьба за власть внутри правящего клана - с плохо предсказуемым исходом.
Сергей Егишянц



Продолжающееся ослабление доллара по отношению к рублю уже вызвало ажиотаж на рынке наличной валюты. Население продолжает активно избавляться от "зеленых", в результате чего в ряде столичных обменников возникли перебои с рублями. Средние цены покупки/продажи доллара в московских обменных пунктах составляют 29,25/29,45 руб. за $1.
Что-то уж слишком все на балаган стало походить... походу разворот вниз уже близко - через 6-9 месяцев, наоборот, станут опять убегать в баксы по хаям.




Друзья!
Мы получили Сетрификат ААА !
Высший Кредитный Рейтинг, рекомендация - "покупать".

Diplomation
Each quarter we diplomate businesses that have had triple-A for at least 12-15 months. The company receives a diploma and gets the right to use the triple-A logo for marketing purposes, as a symbol for highest credit worthiness.
Soliditet in Sweden and D&B in Denmark, Finland and Norway have a uniform credit rating, rating history and limit.
Only limited companies can become triple-A rated.
AAA – Highest credit worthiness
Applicable on limited companies only. Also, the company turnover must be higher than 2 M SEK, it must have existed for at least 10 years and ratios need to be substantially higher than industry average.
AA – Good credit worthiness
The highest rating a trading-, limited partnership- and private company can get. Limited companies with a turnover of 1 million SEK and key ratios higher than average.
A – Credit worthy
To get rating A, the key ration should be over average or average
AN – New company
New businesses without any negative information
B – Credit with safety measurements
For companies whose key ratios are below industry average and companies with negative information
C - Credit advised against
Businesses with major payment problems, used up share capital, bankrupcy commitment or with key ratios far below industry average. Businesses with serious accountant remarks also get rating C.
(-) – Rating not applicable
Rating is not applicable on businesses where important information is missing, out of date or on inactive businesses.



И ещё один запылившийся диплом.....



Данная рассылка является частной, некоммерческой и абсолютно бесплатной, для друзей и их друзей
- всех тех, кто занимается или имеет отношение к Логистике.

Вы можете свободно пересылать её своим коллегам и товарищам, если они не против этого, или даже подписать их на неё. Для этого просто вышлите пустое письмо на адрес alexey @ emelichev . fi с указанием в поле SUBJECT: "subscribe = e-mail".

Если Вы не хотите больше получать новости, укажите в поле SUBJECT: "remove", при этом письмо должно быть выслано с удаляемого адреса.

КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИЗ ДАННОЙ РАССЫЛКИ ЗАПРЕЩЕНО

Удачи!
  
Friends Logistics, News & Advice Group
Консультации, Информация и Логистика




Обратная связь:
Алексей Емеличев
alexey @ emelichev . fi
Тел: +358 468 112020
Факс: +358 5 216777
Skype phone: emelichev
Skype mobile: emelicheva

Powered by Apple MacBook Pro & Snow Leopard

Комментариев нет:

Отправить комментарий